Популярные статьи

55555
2012-06-24-19-42-14Главные факторы феноменального роста китайской экономики следующие.Первый фактор - эффективная роль государства в экономике, которое активно влияло и...
Просмотров:37151
55555
2012-06-24-19-42-14Важнейшая составная часть китайской экономической реформы - политика внешней открытости, т е переход от внутренне ориентированной к внешне ориентированной...
Просмотров:15851
55555
2012-06-24-19-42-141) Космические исследования.Важное значение для становления космической отрасли имели сотрудничество с СССР (запуск в 1970 г первого китайского спутника),...
Просмотров:13909
55555
2012-06-24-19-42-14В значительной степени прирост китайского ВВП обеспечивается экспортом.Вклад экспортного производства в прирост ВВП Китая за два десятилетия (1978-1997...
Просмотров:11014
55555
2012-06-24-19-42-14Китайское машиностроение обеспечивает промышленные потребности в крупном комплектном оборудовании высокого класса, куда входят крупные газотурбины,...
Просмотров:8864

Эффекты стратегии децентрализации Китай

( 1 Голос )

Стратегия децентрализации заключалась в «административном разделении властей», что предполагало передачу низовым организациям власти и ресурсов, которые в плановой экономике концентрировались в одних руках.

То, что Китаем был избран путь реформ, начинавшихся с административного разделения власти, объясняется следующими факторами.

Решение о проведении реформ по административному разделению власти сформировалось на рабочем совещании ЦК, предшествовавшем третьему пленуму ЦК XI созыва. На этом совещании участники, критикуя недостатки традиционной плановой экономики, в то время не предлагали полностью отказаться от нее, и тем более никто не смел представить себе, что конечной целью реформ будет полная ликвидация плановой экономики.

Эффекты стратегии децентрализации Китай картинка

Правительство, планируя проведение реформы, сознательно или бессознательно проводит сравнение затрат и выгод от данной реформы. Соотношение затрат и выгод от системных трансформаций играет ключевую роль для стимулирования или торможения реформ. Только если ожидаемые выгоды больше ожидаемых затрат, субъекты деятельности могут начать и в конце концов завершить системные изменения. Это и есть основной принцип системных изменений. Плановая экономика предоставила правительству абсолютную власть при распределении всех ресурсов страны, что дало государству возможность за сравнительно короткий исторический срок создать базу для индустриализации страны. Однако со временем недостатки данной системы постепенно проявились: высокая централизованность планирования, централизация финансовых доходов и расходов, централизованные закупки и сбыт материальных ресурсов по контракту, централизация экспорта и импорта, распространенность идеи «общего котла», игнорирование экономической заинтересованности привели к тому, что активность и творческая инициатива местных властей, предприятий и отдельных рабочих и служащих была сильно ограничена. Низкая эффективность такой системы, ее несоответствие требованиям модернизации страны вынудила правительство принять решение о реформе. Очевидно, что с передачей определенных полномочий низовым организациям правительство утратило часть власти в области контроля ресурсов, однако «потеря» данной власти произошла в обмен на будущие выгоды: передача части полномочий местным властям и предприятиям мобилизовала их активность, постепенно превратили их в субъекты, получающие прибыль, что изменило их образ действий, стало движущей силой реформ и увеличило простор для ее развития. Реформа по разделению власти сократила риск при принятии решений.

Реформа системы макроэкономического управления и постепенное формирование новой роли органов местного самоуправления. Ключ к реформе системы макроэкономического управления - в постепенной передаче ранее сконцентрированных в руках ЦК прав на управление, включая планирование, инвестиции, финансы, налоги и внешнюю торговлю, органам местного самоуправления и предприятиям. На первом этапе сократилось число планов, носивших обязательный характер и расширилось планирование, имевшее индикативную (направляющую) роль. Были разграничены доходы и расходы центра и органов местного самоуправления по предприятиям и отраслям, т. е. создана система разделения финансов. Права на управление внешней торговли были переданы низовым организациям, расширены хозяйственные права и права на самоуправление специальных фирм, занимающихся внешней торговлей и т. д.

Из всех этих мер существенным стимулом к изменению экономической системы стало разделение прав между органами местного самоуправления и Центральным Комитетом партии. Например, исследование экономического развития семи провинций и городов юго-восточного прибрежного района показало, что фактором, подтолкнувшим стремительное экономическое развитие данного района стало административное разделение прав в рамках системы макроэкономического управления и политика внешней открытости. К примеру, в провинциях Гуандун и Фуцзянь в 1979 г., когда реформа только начиналась, средний уровень промышленного производства на человека соответственно составлял 78,6 % и 58,5 % от всекитайского уровня, они занимали соответственно 16 и 19 место в Китае (данные Всемирного Банка, 1983 г.). После административного разделения прав, что дало возможность органам местного самоуправления концентрировать финансовые ресурсы и самостоятельно их распределять, иметь доступ к кредиту. Расширение полномочий провинциальных органов по капиталовложениям позволило местным властям сконцентрировать финансовые ресурсы провинции и использовать их для строительства инфраструктуры. Полномочия провинциальных властей по управлению внешней торговлей и валютными операциями; благодаря созданию в провинциях фирм, занимающихся внешней торговлей, а также дочерних фирм в Гонконге, взявших в свои руки экспорт и импорт данной провинции, дало местным властям возможность зарабатывать валюту. С целью получения дохода местные власти, с одной стороны, активно привлекали иностранный капитал, технику и передовой опыт управления, а с другой стороны, ускоряли процесс рыночной реформы в данном районе, стимулируя быстрый экономический рост.

Опыт реформ и открытости провинций Гуандун и Фуцзянь был распространен. Были последовательно открыты 14 прибрежных портовых городов; 51 город и уезд в дельтах рек Чжуцзян и Янцзы и в районе Цюанчжоу были отнесены к прибрежной СЭЗ. Местные власти, получив возможность накапливать и распределять ресурсы, прилагали усилия к экономическому развитию региона, что в конце концов подтолкнуло быстрый экономический рост юго- восточного прибрежного района Китая. Данные показывают, что с 1988 г. по 1993 г. ВВП по всему Китаю возрастал в среднем на 12 %, в то время как в юго-восточных прибрежных районах Китая эти цифры составляли: в провинциях Цзянсу - 14,3 %, Чжэцзян - 15,6 %, Фуцзянь - 13,7 %, Шаньдунь - 12,2 %, Гуандун - 15,9 %.

Разделение в системе финансов и налогообложения предоставило органам местного самоуправления стимул для увеличения доходов. Реформа финансовой системы Китая посредством разделения власти изменила существовавшую в области финансов систему «большого котла» на «разделение котлов» между центральными и местными властями. В системе «разделения котлов» в соответствии с изменением ситуации последовательно применялись различные модели: «разделение доходов и расходов, государственное обеспечение по уровням» (1980-1984), «разделение различных видов налогов, утверждение доходов и расходов, государственное обеспечение по уровням» (1985-1987), «государственное финансовое обеспечение» (1988-1993) и т. д.; в пределах одной модели в соответствии с уровнем развития различных районов избирались различные формы, в общих чертах они делились на следующие виды: «разделение общей суммы», «пропорциональное разделение», «передача вышестоящим органам определенной суммы», «выплата субсидий в определенной сумме» и «общее государственное обеспечение». Независимо от того, какая модель и какая конкретная форма избиралась, ядром все равно было «разделение финансов» органов местного самоуправления и центральных властей.

Вместе с тем, рациональное определение доли доходов и расходов органов местного самоуправления в условиях почти гарантированных доходов центральной власти всегда трудно реализовать. «Государственное финансовое обеспечение» означает, что кроме выплаты центральными властями субсидий в определенной сумме, они дали органам местного самоуправления возможность посредством увеличения финансовых доходов получить дополнительную долю финансовых отчислений, что открывало органам местного самоуправления важный канал расширения финансовых ресурсов, остающихся в их распоряжении. Таким образом, у органов местного самоуправления формировались движущие силы для увеличения доходов, эти органы посредством постепенного накопления финансовых ресурсов стали субъектами, подталкивающими стремительное развитие экономики данного региона.

Практика показала, что провинции, у которых у органов местного самоуправления наличествовали силы для достаточно быстрого стимулирования экономического развития, получили значительные доходы благодаря системе «разделения финансовых котлов», как, например, провинции Цзянсу, Чжэцзян, Шаньдун, Гуандун и т. д. С 1979 г. по 1988 г. рост финансовых доходов и расходов в данных районах соответственно составил: в провинции Цзянсу 19,16 % и 24,64 %, в провинции Чжэцзян 33,07 и 35,59 %, в провинции Шаньдун 14,51 и 29,75 %, в провинции Гуандун 30,52 % и 41,1 %1. В этих районах не только рост финансовых поступлений намного превышал средний уровень роста (17,76 %), но также рост финансовых расходов был больше, чем рост доходов за тот же период; это был реальный рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении местных властей. С другой стороны, в некоторых прежде сравнительно мощных городах, как, например, Пекин, Тяньзинь и Шанхай, в 1979-1988 гг. среднегодовой рост финансовых доходов и расходов был не очень быстрым, даже ниже, чем средний уровень роста (17,76 и 26,46 %). В Пекине он составлял 14,26 и 26,39 %, в Тяньзине 11,9 и 23 %, а в Шанхае еще ниже - всего 9,36 и 24,35 %. Наряду с этим показатели роста ВВП в данных районах в 1988 г. по сравнению с 1978 г. были ниже, чем средний общенациональный уровень за тот же период - 260,7 %. В Пекине он составлял 256,4 %, в Тяньзине 227,4 %, в Шанхае 222,2 %2. В этот период Пекин, Тяньзинь и Шанхай являлись районами со сравнительно малой динамикой реформ и сравнительно низкими доходами.

Посредством использования различных форм финансового «разделения котлов» не только была ликвидирована ситуация, когда финансы концентрировались в руках центральных властей, но в различной степени мобилизовалась активность местных властей в области управления финансами; была изменена прежняя структура интересов, сократился разрыв между различными районами в области уровня экономического развития; были созданы условия для того, чтобы органы местного самоуправления вышли из положения административной подчиненности и стали субъектами, имеющими реальные экономические интересы.

Разделение власти в области планирования капиталовложений предоставило органам местного самоуправления средства для инвестиций в регионе. Реформа системы планирования капиталовложений также проводилась в соответствии с идеей «передачи прав низовым организациям».

В процессе разделения центральные власти передали низовым организациям полномочия по наложению резолюций на проекты, связанные с основными фондами, упростили порядок их рассмотрения, расширили права органов местного самоуправления по принятию решений, связанных с осуществлением капиталовложений. Кроме того власти предоставили органам местного самоуправления определенные права - инвестиции в основные фонды теперь осуществлялись не путем государственных финансовых ассигнований, а путем банковских кредитов. Одновременно были также расширены полномочия органов местного самоуправления по наложению резолюций на использование иностранных инвестиций. Данные меры предоставили органам местного самоуправления определенные права по распределению денежных средств и ресурсов данного района. Как показывают статистические материалы, по мере разделения власти доля государственных бюджетных капиталовложений в основные фонды упала с 28,07 % в 1981 г. до 8,3 % в 1989 г.; доля средств, изыскиваемых самостоятельно и поступающих из других источников, возрастала с 55,45 % в 1981 г. до 74,4 % в 1989 г. , эта вторая часть капиталовложений в основном производилась органами местного самоуправления и предприятиями. Согласно имеющимся данным, все провинции, получившие сравнительно большие доходы благодаря системе финансового «разделения котлов», стояли в первых рядах в стране по масштабам капиталовложений. Например, в 1985 г. Шаньдун занимал первое место, Цзянсу - второе, а Гуандун - третье; к 1990 г., они поменялись местами, но по-прежнему именно эти провинции занимали первые места.

Практика показывает, что органы местного самоуправления как важный субъект капиталовложений инвестируют средства не только в строительство инфраструктуры, но также в некоторые важные производства. Таким образом, органы местного самоуправления на основе увеличения финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении, используя право на распределение ресурсов, динамично развивали экономику региона.

Разделение власти в области управления предприятиями и трудоустройства дало органам местного самоуправления возможность создать структуру микроэкономики, поддерживающую развитие экономики данного района. В процессе реформы по разделению власти передача прав на управление предприятиями низовым организациям шла по двум направлениям: отраслевые государственные органы передали большое число госпредприятий тех секторов, в которых наличествует конкуренция, под руководство органов местного самоуправления, некоторые центральные отрасли были превращены в государственные.

Передача прав на управление трудоустройством с самого начала изменила обстановку, был принят курс на сочетание трудоустройства через соответствующие учреждения органов местного самоуправления и самостоятельный поиск рабочего места.

Эффекты стратегии децентрализации Китай картинка

Фактически передача прав на управление финансами и планирование капиталовложений низовым организациям одновременно с предоставлением органам местного самоуправления прав на самоуправление означала и увеличение реальной ответственности: ценой за передачу имущественных прав была передача части ответственности за расходы, прежде принадлежавшие центральным властям, одновременно с ростом местных финансовых поступлений резко возросли и местные финансовые расходы; передача прав на капвложения вызвала «инвестиционный голод» органов местного самоуправления и усилила нехватку денежных средств. Вместе с тем разделение власти в области управления предприятиями, управления трудоустройством одновременно с предоставлением органам местного самоуправления прав на распределение денежных средств и ресурсов дало им возможность развития микроэкономики региона и изыскания новых источников финансовых ресурсов. Сформировалась новая структура микроэкономики - для поддержания долгосрочного стабильного развития экономики данного района органы местного самоуправления, с одной стороны, активно подталкивали реформу системы государственных имущественных прав, осуществляли обновление системы госпредприятий, постепенно превращая их в субъекты рыночной конкуренции; с другой стороны, активно содействовали росту негосударственных предприятий, которые со временем становились стержнем экономического развития. Статистические материалы показывают, что в провинциях, в которых произошел серьезный пересмотр структуры собственности, экономический рост происходил сравнительно быстро. Доля негосударственной промышленности в валовой продукции промышленности всей страны изменилась следующим образом: в 1980 г. она составляла 24,02 %, а к 1990 г. возросла до 45,39 %. Провинции, в которых рост доли негосударственной промышленности за этот же период был сравнительно быстрым, включают: Цзянсу, где она с 42,69 % в 1980 г. поднялась до 65,69 % в 1990 г.; Чжэцзян 43,56 и 68,79 %; Фуцзянь 29,22 и 4,34 %; Шаньдун 32,45 и 58,57 %; Гуандун 36,88 и 59,76 %1. Доля негосударственной экономики в данных провинциях не только значительно превышала средний уровень по всей стране, она также стала причиной досрочного формирования положения, когда вклад негосударственных предприятий в экономику составлял более половины.

Хотя «административное разделение власти» проводилось во многих областях, главную роль в формировании статуса органов местного самоуправления как субъектов экономических интересов сыграли три вышеперечисленных реформы: разделение власти в области финансов и налогообложения дало органам местного самоуправления стимул для формирования субъектов экономических интересов; разделение власти в области планирования капиталовложений дало органам местного самоуправления возможность относительно самостоятельно распределять ресурсы данного района; разделение власти в области управления предприятиями и трудоустройства обеспечило возможность развития субъектов микроэкономики и расширения роста доходов. Таким образом были созданы базовые условия для стремления органов местного самоуправления к максимизации прибылей.

Статус органов местного самоуправления как относительно самостоятельных экономических субъектов, их стремление к максимизации прибылей в значительной степени определило путь изменения экономической системы Китая. Благодаря «административному разделению власти» право на распределение ресурсов, прежде сконцентрированное в руках центрального правительства, было передано органам местного самоуправления, экономическим организациям и индивидуальным лицам, так формировались различные субъекты экономических интересов; множественность таких субъектов определила плюрализм направлений их деятельности, все субъекты экономических интересов стремились к непрерывному получению прибыли и безубыточности; чтобы узаконить деятельность по достижению данной цели различные субъекты всеми силами стремились сформировать новую систему, гарантирующую уже полученную прибыль и доходы будущих периодов, таким образом сформировалась совместная сила, что ускорило процесс распада традиционной системы.

Эта статья из раздела-начало китайских экономических реформ, которая посвящена теме-эффекты стратегии децентрализации китай. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2012 Экономическое-Развитие-Китая.Рф
All Rights Reserved.