Популярные статьи

55555
2012-06-24-19-42-14Главные факторы феноменального роста китайской экономики следующие.Первый фактор - эффективная роль государства в экономике, которое активно влияло и...
Просмотров:37151
55555
2012-06-24-19-42-14Важнейшая составная часть китайской экономической реформы - политика внешней открытости, т е переход от внутренне ориентированной к внешне ориентированной...
Просмотров:15852
55555
2012-06-24-19-42-141) Космические исследования.Важное значение для становления космической отрасли имели сотрудничество с СССР (запуск в 1970 г первого китайского спутника),...
Просмотров:13910
55555
2012-06-24-19-42-14В значительной степени прирост китайского ВВП обеспечивается экспортом.Вклад экспортного производства в прирост ВВП Китая за два десятилетия (1978-1997...
Просмотров:11015
55555
2012-06-24-19-42-14Китайское машиностроение обеспечивает промышленные потребности в крупном комплектном оборудовании высокого класса, куда входят крупные газотурбины,...
Просмотров:8865

Этапы создания специальных экономических зон Китая

( 2 Голосов )

Создание специальных экономических зон (СЭЗ) - экономическое явление, история которого длится уже несколько сот лет.

В условиях стремительного развития технологий и постоянного ужесточения международной конкуренции можно путем создания СЭЗ стимулировать развитие экономики страны. В настоящее время в мире существует более 600 различных СЭЗ. У этих зон минимум 40 названий. Некоторые называются свободными портами или свободными торговыми зонами, некоторые - районами обработки экспортной продукции или научно-промышленными парками. Но как бы они ни назывались, это особые районы или отрасли, выделенные в пределах страны, в которых к экономической деятельности применяется особая политика.

Создание китайских СЭЗ - смелая практика экономической реформы Китая. СЭЗ стали «опытным участком» осуществления внешней открытости. Развитие СЭЗ в Китае прошло в пять этапов.

Первый этап (1979-1985 гг.) - создание СЭЗ. В июле 1979 г. был принят Закон о совместных предприятиях, предусматривающий их функционирование на акционерных началах. Провинции Гуандун и Фуцзянь выбраны для начала эксперимента «открытости» не случайно. Они расположены в юго-восточном прибрежном районе и являются родиной многих китайских эмигрантов, проживающих в соседних Гонконге и Аомыне. Чтобы еще лучше проявить преимущества юго-восточного прибрежного района, Китай в самом начале провел в этом районе смелый опыт внешней открытости. одновременно с введением особой политики в провинциях Гуандун и Фуцзянь было принято решение о создании в этих районах еще четырех СЭЗ в городах Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь. Создание СЭЗ сопровождалось послаблениями в области идеологии в этих районах при сохранении духа социализма, в области хозяйственного управления вводилась особая система управления. В политическом плане зоны были созданы в качестве буферов для постепенной экономической интеграции Гонконга и Макао в преддверии их воссоединения с материковым Китаем в 1997 г. и в 1999 г., а в перспективе - и с Тайванем. Основная задача - совершенствование инфраструктуры городов, создание бытовых удобств и других условий для привлечения иностранного капитала. За пять лет освоения СЭЗ формировался благоприятный инвестиционный климат, постепенно росли иностранные инвестиции, источники инвестиций непрерывно расширялись, сферы инвестиций расширялись от торговли, производства продуктов питания и простых сборочных производств до предприятий с большим масштабом производства и высоким техническим уровнем.

Этапы создания специальных экономических зон Китая картинка

Вместе с тем, большинство созданных предприятий были привязаны к зарубежным поставкам, имели слабые экспортные поставки и как следствие имели дефицит валютных доходов.

Второй этап (1986-1991 гг.) - развитие в СЭЗ экспортоориенти- рованной экономики. В октябре 1986 г. Госсовет принял Положение о поощрении иностранных инвестиций, в котором предприятиям, занимающимся экспортом и передовыми технологиями, давались дополнительными льготами. Начиная с 1986 г. во всех СЭЗ государство начало усиленно регулировать отраслевую структуру инвестиций. С одной стороны, было принято решение обеспечить строительство промышленность объектов и инфраструктуры; с другой стороны, был усилен отбор объектов иностранных инвестиций, главным образом инвестиции привлекались в промышленность, среди промышленных объектов преимуществам пользовались экс- портоориентированные объекты и объекты с новейшими технологиями. В 1990 г. китайское правительство решило открыть для освоения новый район Пудун в Шанхае, открыло внешнему миру часть городов вдоль реки Янцзы, таким образом, образовалась открытая зона на Янцзы с опорой на Пудун. И нацелен он главным образом на финансовый и бизнес-обслуживающий сектор. Всего за 1987-1991 гг. реально было использовано 16,7 млрд долл. (приблизительно по 3,34 млрд в год).

Третий этап (с 1992-1998 гг.) - регулирование и рост СЭЗ. После начала 1990-х гг. ход реформы в Китае ускорился, и сформировалась новая структура всесторонней открытости. СЭЗ также вступили на новый этап развития. Основной задачей было по- прежнему регулирование структуры производства в СЭЗ, повышение общего уровня и эффективности внешнеэкономической деятельности. После 1992 г. открытость СЭЗ вступила на новую ступень, процесс привлечения ПИИ приобрел лавинообразный характер. Этап с 1992 г. называют «золотым периодом» в развитии СЭЗ и привлечении ПИИ. За этот период количество инопредприятий выросла до 240 тыс., реально было использовано 151,5 млрд долл.

Развитие СЭЗ в Китае привело к явным успехам. В 1998 г. ВВП четырех СЭЗ достиг 239,38 млрд юаней, сумма инвестиций в основные фонды - 80,81 млрд юаней, реально использовались инвестиции на сумму 5,09 млрд долларов США. Сумма розничной продажи потребительских товаров составила 85,83 млрд юаней. Доля собственной продукции в экспорте СЭЗ постоянно возрастала. В основном сформировалась экспортная структура, где главным звеном была промышленность.

Четвертый этап (1998-2001 гг.). После азиатского кризиса снизился объем инвестиций из восточноазиатского региона. Однако общая структура инвестиций улучшилась.

Пятый этап (с 2001 г. по настоящее время). Вступление в ВТО и открытие сферы услуг для зарубежных предприятий привело к стабильному расширению объема иностранных инвестиций и не только в СЭЗ Восточного района, по существу весь Западный Китай стал СЭЗ.

Главными особенностями китайских СЭЗ являются:

- самостоятельное экономическое развитие на основе принципов рыночного регулирования;

- опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип не всегда удается реализовать. Так, за 1980-е гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10 % всех инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а также китайских предприятий - 7 %, накопления самой зоны - 37 %, внутренние кредиты - 22 %, иностранные капвложения - 24 %;

- главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до 1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в СЭЗ);

- экспортная ориентация производства, широкое привлечение импортного сырья и технологий;

- включение обширных национальных регионов;

- активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны;

- налоговая система дифференцирована по региональным особенностям СЭЗ.

Основные цели создания СЭЗ на этом этапе:

- привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;

- увеличение экспортной валютной выручки;

- предварительная «обкатка» мероприятий реформы;

- стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;

- создание «буферов» в связи с возвращением Сянгана (Гонконга) (1997 г.) и Макао (1999 г.);

- мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;

- обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецназы всех типов.

На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.

Эта статья из раздела-политика открытости и стратегии привлечения иностранных инвестиций, которая посвящена теме-этапы создания специальных экономических зон китая. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2012 Экономическое-Развитие-Китая.Рф
All Rights Reserved.