Финансовые трудности, вызванные неэффективной системой Китая
Соответствующая стратегии «административного разделения власти» система финансов и налогообложения с одной стороны, сохраняла основной признак старой системы, заключавшийся в чрезвычайной косности, с другой стороны, административное разделение власти вызвало новые злоупотребления.
1) Нестабильность финансовых поступлений. У государства не хватало финансовых ресурсов для выполнения его социальных обязанностей. Основная особенность традиционной системы финансов и налогообложения заключалась в том, что, используя свое право на плановое определение цен и монопольное положение госпредприятий, государство получало прибыль от государственных торгово-промышленных предприятий в форме налогов и прибыли. За 10 лет реформы в структуре китайской экономики произошли значительные изменения, негосударственные предприятия включились в конкуренцию, что вызвало снижение прибыльности госпредприятий. В то же время передача прав и прибыли местным властям и предприятиям привело к тому, что все предприятия во всех районах стремились меньше отдать вышестоящим инстанциям и больше оставить себе. Кроме того, управление сбором налогов было слабым, во многих районах серьезно превышались полномочия по сокращению налогов. В таких условиях, с одной стороны, уровень финансовых поступлений по сравнению с ростом народной экономики с каждым годом падал (см. таблицу 6.2); с другой стороны, финансы продолжали выполнять большинство прежних задач. В связи с этим сильно возрастал дефицит, не было возможности даже поддерживать инфраструктуру.

2) Внутренний механизм финансового экспансионизма. Стремление органов местного самоуправления к расширению инвестиций и дефицит центрального правительства привели к увеличению общего спроса на деньги. Поскольку финансы не могли покрыть расходы госпредприятий, правительство могло поддерживать функционирование государственной экономики только благодаря «целевой эмиссии» центрального банка через отраслевые банки. Поэтому, хотя открытый дефицит бюджета являлся небольшим, около 3 % ВВП, но если добавить к нему скрытый дефицит, то в иные годы он достигал высокого уровня 10 %. Скрытый бюджетный дефицит покрывался за счет увеличения центральным банком денежной эмиссии, что неизбежно влекло за собой инфляцию.

Источник: Ежегодник китайской статистики (1978-1992 гг.).
3) Стремительное снижение поступлений в центральный бюджет. Система закрепления финансовых заданий сыграла активную роль в расширении прав органов местного самоуправления и стимулировании развития местной экономики. Это была система, которую органы местного самоуправления легко приняли. Однако такая система не обладала соответствующим ограничительным механизмом, была непрозрачной, нестандартизованной и неравномерной, и поэтому легко могла привести к полному финансовому беспорядку, обострить взаимную блокаду между районами и местный протекционизм, влиять на конкуренцию между предприятиями. Бюджетные поступления временно стабилизировались лишь на начальной стадии «разделения котлов» в 1980 г., а после 1986 г. снова стали падать (таблица 6.3). В конце 1980-х гг. почти половина расходов центрального правительства производилась за счет одалживаемых средств, что обострило макроэкономическую нестабильность.
4) Дисциплина стала слабой, а финансовая система - хаотичной. Правительство передало некоторые расходные статьи, которые должны были оплачиваться из общественных финансов, включая расходы некоторых административных органов и оплату школьного образования, соответствующим организациям, с тем чтобы они «самостоятельно изыскивали средства» и «создавали доходы», в связи с чем непрерывно расширялись масштабы «внебюджетных» расходов. Кроме того, существовала «малая казна», созданная на основе многочисленных статей налогов и раскладки налогов, что способствовало распространению ненормального явления «перевода общественного блага на рыночный путь», например, за обязательное образование и медицинское обслуживание за счет государства взималась плата, что вызвало общественное недовольство.

Источник: Ежегодник китайской статистики (1978-1992 гг.).
В таких условиях китайское правительство в 1986 г. выдвинуло предложение провести реформу финансовой системы и от системы «разделения котлов» перейти к «системе разграничения налогов». Однако под давлением протестов, раздававшихся со всех сторон, решимость руководителей покачнулась, они отложили ранее утвержденный проект реформы и, как мы уже отмечали, в 1988 г. начали всестороннее внедрение «системы финансового подряда». Только во второй половине 1993 года началось осуществление реформы финансовой системы, известной под названием «разграничение налогов».
Изменение финансовых отношений между правительством и предприятиями в Китае Следующая→ |
---|