Стартовые условия реформ. Китай
Экономическая ситуация в стране в канун реформ проявилась в следующих обстоятельствах.

Уровень контроля плановой экономики над сельским хозяйством и малыми предприятиями был несколько ниже. Поэтому систему плановой экономики в Китае можно определить как «централизованную систему планирования и распределения ресурсов», но действие данной системы ограничивалось пределами общественного хозяйства, все остальное относилось к натуральному хозяйству. Некоторые экономисты характеризуют эту особенность как нераспространенность плановой экономики на всю экономическую систему.
Во-вторых, экономическая система накануне реформ была моделью полувоенного коммунизма. В течение 20 лет после того, как социалистическая экономическая система была утверждена в качестве основной, за 1956-1978 гг. произошли определенные изменения. Экономическая система накануне реформы по сравнению с той, которая была в 1956 г., в области форм собственности была еще более однообразной, в области принятия экономических решений - еще более централизованной, в области экономических технологий - натуральной (то есть наибольшее внимание при распределении ресурсов уделялось планированию по натуральным показателям, рыночные механизмы исключались), в области распределения доходов - уравнительной, в области внешних отношений - закрытой, а в области экономической организации - мобилизационной.
Экономическую систему в Китае накануне реформ можно назвать плановой экономической системой с элементами системы военного коммунизма. Если в СССР и Восточной Европе накануне реформ экономическую систему можно было назвать типичной плановой экономикой (сталинская модель), то экономическую систему в Китае накануне реформ можно назвать моделью полувоенного коммунизма. Из таблицы 2.1 явствует, что стартовые условия в Китае были хуже, чем в СССР и в странах Восточной Европы.

Если же учитывать иные факторы, например, недостаток теоретической подготовки, низкий уровень экономического развития, то становится еще очевиднее, что стартовые условия реформы в Китае были существенно хуже, чем в странах Центральной и Восточной Европы и СССР.
В-третьих, уровень экономического развития Китая в канун реформ был низким. В СССР и в странах Восточной Европы еще до начала реформ была проведена индустриализация, они относились к развитым странам, а Китай относился к развивающимся странам. В 1978 г. сельское население составляло 82 %, сельское хозяйство занимало 28 % народного хозяйства, при этом использовало 70 % рабочей силы. К моменту начала реформ экономика Китая характеризовалась неограниченностью резервов рабочей силы, полным отсутствием условий для частного бизнеса, чрезвычайной неравномерностью по стране производительности труда и оплаты труда. В 1978 г. чистый среднедушевой доход у сельского населения составлял 133,6 юаней, а среднедушевой доход городских семей составлял 343,4 юаня. В течение 28 лет, предшествовавших реформе, доходы городского и сельского населения возрастали медленно или почти не росли. В 1953-1978 гг. реальные доходы сельского населения в среднем в год возрастали на 3,3 %, а среднедушевой реальный доход возрастал на 1,1 %. Проблема значительного разрыва и асимметричности между урбанизацией и индустриализацией была весьма серьезной; разрыв между экономическим уровнем различных районов был очень велик.
Эти факторы предопределили сложность проблем, возникших на начальном этапе реформы, и трудности при проведении реформ. В Китае наряду с процессом преобразования плановой экономики в рыночную также происходило преобразование автаркической экономики в рыночную, шел процесс перехода от дуалистической экономики к современной экономике.
В-четвертых, когда в Китае в 1978 г. начинались реформы, отсутствовал опыт проведения реформ в других странах, многие вопросы приходилось исследовать и решать самостоятельно.
Выводы. Исторический обзор и анализ системы плановой экономики в Китае, а также анализ стартовых условий позволяют сделать следующие выводы:
1. Система плановой экономики в течение сравнительно короткого исторического периода имела большое значение для продвижения хода индустриализации страны, осуществления общей концентрации, мобилизации и плановой организации экономических ресурсов, а также для достижения целей, поставленных страной. Существенные ее недостатки заключались в невозможности осуществлять эффективное распределение ресурсов в интересах всего общества, осуществлять максимизацию прибыли в отсутствии поощрительных и ограничительных механизмов. После основания каждое социалистическое государство, в том числе Китай, прошло короткий период стремительного развития, а вскоре за этим последовал застой, спад и социальные волнения. Таким образом, реформы стали их единственным и неизбежным выбором.
2. Хотя начальные условия экономических реформ не являются существенным фактором, определяющим путь развития экономических реформ, но они оказывают большое влияние на выбор целей и стратегии реформ, а также места прорыва, с которых будет начинаться проведение реформ.
3. До начала реформ Китай, как и Беларусь, являлся социалистической страной с плановой экономикой, однако роль и широта влияния этой системы на экономику стран были различными, общий уровень стран, включая структуру производства, структуру населения, степень индустриализации, уровень развития различных районов и областей, общие характеристики населения и т. д., также сильно различались, исторические проблемы, наличествовавшие накануне реформ, также были неодинаковыми. С точки зрения общих условий, существовавших до начала реформ, исходные условия в Беларуси были значительно лучше.
4. Обе страны до начала реформ имели различные отправные точки. Аграрная реформа была началом и движущей силой китайских реформ, она сыграла основополагающую роль при проведении экономических реформ во всех областях. Как увидим ниже, опыт Китая показывает, что, начиная реформы, необходимо исходить из реальных условий страны. Нельзя слепо копировать иностранную модель реформирования.
5. Сопротивление экономическим реформам в Китае было более слабым, чем в странах бывшего СССР, потому, что планирование играло относительно меньшую роль в китайской экономике. Например, в 1978 г. в СССР распределялось через план, примерно, 60 000 видов товаров, в Китае же - только 600. Кроме того, скрытая коммерческая деятельность не переставала существовать в Китае даже в разгар плановой централизации. В результате, в Китае сохранились коммерческие навыки, и, когда КПК легализировала бизнес, частный сектор начал развиваться очень быстро.
6. Важный фактор - китайская диаспора (хуацзяо) за рубежом (около 30 млн хуацзяо обладали совокупными активами примерно в 3 трлн долл.) и ее помощь в интенсификации экспансии на внешние рынки и привлечении инвестиций (этот фактор обсуждается подробнее ниже).
←Предыдущая Специфика китайской системы плановой экономики Китая | Социалистические преобразования в Китае после провозглашения 1 октября 1949 г. независимости Следующая→ |
---|