Социалистическое плановое распределение ресурсов Китая
Плановая экономика в социалистических странах была спроектирована и построена в соответствии с теорией классиков марксизма-ленинизма.
Суть плановой экономики заключается в том, чтобы превратить всю экономику и социальную организацию в большой единый завод, а распределение ресурсов вести органом планирования. Главное в таком способе распределения заключается в том, что ресурсы должны распределяться в соответствии с заранее составленным планом. Успех или поражение данного способа распределения ресурсов определяет то, сможет ли субъективно составленный план отразить объективную реальность, т. е. достичь того, чтобы ресурсы распределялись эффективно, а также будет ли план строго и точно выполняться. Условие успешного применения социалистического распределения ресурсов заключается в следующем: во-первых, орган планирования должен получать полную информацию обо всех экономических изменениях в обществе, включая положение с материальными и людскими ресурсами, состояние техники и структуру спроса (гипотеза о полной информации); во-вторых, необходима интеграция интересов всего общества, не должно быть субъектов с различными интересами и различных оценок (гипотеза о едином субъекте интересов). При отсутствии этих двух условий система централизованного планирования из-за слишком больших затрат на получение информации и стимулирование не сможет эффективно функционировать. Проблема состоит в том, что в реальной экономической жизни создать эти два условия очень сложно, поэтому при использовании такого способа распределения ресурсов во время планирования и осуществления планов может столкнуться с труднопреодолимыми препятствиями.

При социализме у всех участников экономической деятельности, включая разработчиков планов, есть собственные интересы, не совсем совпадающие с общими и часто противоречащими общим интересам. Поэтому на каждом этапе планирования и осуществления планов неминуемо происходят искажения, связанные с данным противоречием; между интересами различных субъектов возникают конфликты. Затраты на преодоление этих искажений, включая затраты на планирование, надзор за выполнением планов, предотвращение оппортунистической деятельности и т. д., очень велики. Низкая эффективность плановой экономики тесно связана с централизованным способом распределения ресурсов и непреодолима. А без высокой эффективности экономики достижение социализмом справедливости и всеобщего благосостояния оказывается не возможным.
Во всех социалистических странах мира была введена плановая экономика такого типа, основанная на высокоцентрализованной системе планирования (сталинская модель). Практика показала, что плановая экономика - это командная экономика, экономика приказов. «Социализация», о которой говорится в традиционной теории, это огосударствление, социальный центр - это и есть государство, органы управления экономикой также составляет государственный аппарат. В такой экономике (в которой экономические и административные субъекты сливаются воедино) контролируется распределение практически всех ресурсов, причем централизовано и планово. Плановая экономика заключается в прямом контроле и управлении через административные органы. Партийный стержень пронизывает все уровни сверху вплоть до низовых предприятий или экономических учреждений. Таким образом макро- и микроэкономика смешиваются, функционирование такой экономики сложно отделить от экономического регулирования. Макрорегулирование, необходимое и в условиях рыночной экономики, коренным образом отличается от «макрорегулирования», существующего в плановой экономике.
Самая большая особенность централизованной плановой экономики - это единство системы плановой экономики и политико-административной системы, проще говоря, единство экономики и политики. Единство экономики и политики конкретно проявляется в политизации экономической жизни, передаче управления экономической жизнью в руки партии и даже военизации экономической деятельности. В результате это неизбежно приводит к неразграниченности правительства и предприятий, политики и экономики. В итоге в социалистической плановой экономике непрерывно происходят искажения в распределении (аллокации ресурсов) под политическим влиянием.
Иначе обстоит дело с рыночной экономикой. Относительная цена ресурсов, формирующаяся в процессе рыночной конкуренции, является всесторонним параметром. Она отражает относительную важность одних ресурсов по отношению к другим, субъекты экономики (фирмы и домашние хозяйства) посредством относительных цен получают основную информацию и вырабатывают правильную политику, таким образом, резко снижаются информационные затраты. В то же время все участники рыночной деятельности испытывают ограничения, связанные как с конкуренцией, так и с имущественными правами, в связи с чем снижаются затраты на надзор. Поэтому рыночная экономика - не только эффективный способ распределения ресурсов, но и хороший способ снизить затраты на заключение сделок. Использование рыночной системы делает экономику эффективной. А эффективность - главный фактор, определяющий способность какой-либо системы распределения ресурсов к существованию и развитию.
←Предыдущая Социально-экономическая политика нанкинского правительства в 1928-1937гг. | Экономические сдвиги 1918-1927 гг. Китай Следующая→ |
---|