Популярные статьи

55555
2012-06-24-19-42-14Главные факторы феноменального роста китайской экономики следующие.Первый фактор - эффективная роль государства в экономике, которое активно влияло и...
Просмотров:38468
55555
2012-06-24-19-42-14Важнейшая составная часть китайской экономической реформы - политика внешней открытости, т е переход от внутренне ориентированной к внешне ориентированной...
Просмотров:16637
55555
2012-06-24-19-42-141) Космические исследования.Важное значение для становления космической отрасли имели сотрудничество с СССР (запуск в 1970 г первого китайского спутника),...
Просмотров:14308
55555
2012-06-24-19-42-14В значительной степени прирост китайского ВВП обеспечивается экспортом.Вклад экспортного производства в прирост ВВП Китая за два десятилетия (1978-1997...
Просмотров:11283
55555
2012-06-24-19-42-14Китайское машиностроение обеспечивает промышленные потребности в крупном комплектном оборудовании высокого класса, куда входят крупные газотурбины,...
Просмотров:9129

Состояние внешней торговли Китая в канун вступления в ВТО

Печать PDF

1) Непрерывный рост внешней торговли.

Реформа внешней торговли Китая с 1978 г. привела к значительным успехам. Внешнеторговый оборот с 1978 г. по 2001 г. вырос в 25 раз, точнее, общая сумма китайского экспорта и импорта с 20,6 млрд долл. в 1978 г. поднялась до 505,8 млрд долл. в 2001 г., возрастая в год в среднем на 16 %. В том числе экспорт возрос с 9,7 млрд долл. в 1978 г. до 266,1 млрд долл. в 2001 г., импорт с 10,9 млрд долл. в 1978 г. возрос до 239,7 млрд долл. в 2001 г. Скорость роста китайского экспорта и импорта в этот период значительно превышала скорость роста мировой торговли. Место Китая в мировой торговле стремительно поднималось: 32-е в 1978 г., 15-е в 1989 г., 10-е в 1997 г., 6-е в 2001 г. Скорость развития экспортного потенциала намного превышала уровень других стран и регионов мира.

Состояние внешней торговли Китая в канун вступления в ВТО картинка

Отношение внешней торговли к ВВП с 11,4 % в 1979 г. поднялось до 36,1 % в 1997 г. Вклад внешней торговли в развитие экономики существенно возрос, внешняя торговля сыграла важную роль в стимулировании общего экономического роста, регулировании структуры производства, технического прогресса и роста экономической эффективности. Внешняя торговля в национальной экономике из регулятора излишков и дефицитов, какой она была до начала реформ, превратилась в важную движущую силу, она стала занимать стратегическое место в экономическом развитии китайской и мировой экономики.

2. Изменение структуры. Произошли коренные изменения в структуре экспортных и импортных товаров. До начала реформ Китай главным образом экспортировал первичную продукцию, включая продовольственные товары, полезные ископаемые, хлопчатобумажную пряжу и т. д. За годы реформ доля экспорта обработанной продукции сильно возросла и стала основной частью китайского экспорта (см. таблицы 9.2, 9.3). Однако экспортируемая Китаем готовая продукция, в особенности продукция, экспортируемая госпредприятиями, к концу 20 века была еще не высокого качества, ее добавленная стоимость также была невелика, или же из-за отсутствия собственной товаропроводящей сети до конечного покупателя продажная цена была невысока.

Состояние внешней торговли Китая в канун вступления в ВТО картинка

Источник: Ежегодники китайской статистики.

Состояние внешней торговли Китая в канун вступления в ВТО картинка

Источник Коммерция в Китае

В конце 80-х - начале 90-х гг. завершился переход от структуры экспорта товаров, основанных на полуфабрикатах, к структуре экспорта готовой промышленной продукции. Доля готовой промышленной продукции с 46,5 % в 1978 г. поднялась до 74,4 % в 1990 г.,

а доля полуфабрикатов соответственно с 53,3 % в 1978 г. снизилась до 25,6 % в 1990 г. Это был первый шаг внешнеторговой стратегии развития - от экспорта полуфабрикатов к экспорту готовой продукции. Одна из важнейших задач китайской импортной политики - приобретение современной техники и технологий. Чтобы поднять качество экспортных товаров, проявить сравнительные преимущества Китая, перейти от экстенсивного к интенсивному хозяйствованию и коренным образом повысить международную конкурентоспособность в начале 1990-х гг. в Китае была выдвинута стратегия «победа благодаря качеству». Были использованы разнообразные активные и эффективные меры улучшения качества экспортной продукции. Была изменена концепция внешней торговли - ресурсы были обращены на такие сегменты, как исследование, освоение, проектирование, создание, сборка, упаковка, хранение, транспортировка и т. д. Экспорт постепенно вступал на путь развития путем более высокого качества, разнообразия ассортимента, что вело к значительному росту валютных поступлений. В итоге сократилось число дел по возмещению убытков иностранным компаниям, процент выполнения обязательств по экспорту оставался стабильным и возрастал, непрерывно возрастала внешнеторговая репутация.

Китай добился новых успехов в осуществлении второго шага внешнеторговой стратегии развития, заключавшегося в переходе от экспорта, основанного на готовой промышленной продукции от- верточной сборки с низкой добавленной стоимостью к готовой продукции глубокой обработки с высокой добавленной стоимостью. К 1997 г. доля экспорта готовой продукции поднялась до 86,9 %, скорость роста и доля экспорта такой готовой продукции глубокой обработки как механическое и транспортное оборудование и одежда возросли. Доля электротехники в общей сумме экспорта достигла 32,5 %. По мере стремительного развития экспорта улучшилось и качество, ассортимент, упаковка, возрос класс товаров и выбор; по мере технического прогресса в экспортной продукции также возросла техничность и добавленная стоимость. Производимые в Китае компьютеры, самолеты, спутники, ракетоносители также вступили в сектор международного коммерческого сотрудничества, в итоге были сделаны первые шаги в области экспорта продукции высоких технологий.

Структура импортных товаров также стала рациональной, импорт средств производства постоянно составлял около 80 %, импорт материалов, необходимых для производства передовой техники, основного оборудования и основного государственного строительства, а также сырья, необходимого для промышленного и сельскохозяйственного производства стабильно возрастал.

3. Проблема концентрации экспорта в отдельные страны.

После второй мировой войны емкость международного рынка очень быстро увеличивалась, но по мере того как новые индустриальные страны вступали на международный рынок, конкуренция ужесточалась. Поскольку международный рынок - это в основном рынок покупателя, если меры по страновой диверсификации экспорта недостаточны, то возникает проблема концентрации страно- вого риска. Внешняя торговля Китая главным образом была сконцентрирована в небольшом числе стран, таких как США, страны ЕС, Гонконг и Япония (см. рис. 9.2а). В начале восьмой пятилетки Китай утвердил стратегию множественности рынков и к 1997 г. число стран, установивших с Китаем двусторонние экономические и торговые отношения, достигло 227, что на 54 больше, чем в конце седьмой пятилетки; торговля с Латинской Америкой, Африкой и Океанией быстро возрастала; доля торговли с шестью главными коммерческими партнерами: Япония, Сянган (Гонконг), Южная Корея, Тайвань и Франция упала, однако по-прежнему занимала преимущественное положение в 66,8 %. Положение с чрезмерной концентрацией внешней торговли несколько улучшилось, но не было полностью изменено. В Китае считали, что необходимо продолжать диверсификацию рынков и вести работу по их расширению, увеличивая динамику освоения. Такие развитые страны как страны ЕС, США, Япония, а также провинция Сянган (Гонконг) являются традиционными рынками экспорта, а также важными источником капитала и передовой техники, поэтому в будущем достаточно большая часть экспорта и импорта по-прежнему будет приходиться на эти страны и регионы. К тому же попасть на эти рынки было очень нелегко, и поэтому ими в Китае очень дорожат. Поэтому китайцы считают, что необходимо сохранять и дальше осваивать традиционные рынки. Для этого необходимо повышать качество, класс и добавленную стоимость экспортных товаров, улучшать послепродажное обслуживание, серьезно относиться к репутации, полностью использовать передовую коммерческую инфраструктуру и потребительскую сеть; использовать преимущества низкой цены китайских товаров при сравнительно высоком качестве, что расширит возможности маневрирования Китая как на традиционных рынках, так и завоевания новых.

В 2001 г. первыми десятью партнерами в порядке общей суммы торговли стали Япония, США, Сянган (Гонконг), Южная Корея, Тайвань, Германия, Сингапур, Россия, Великобритания и Малайзия (см. рис. 9.2а). Стран и регионов, в которые Китай экспортирует продукции более чем на 100 млн долл. насчитывалось 67, а стран и регионов импорт из которых превышал 100 млн долл. - 47.

Состояние внешней торговли Китая в канун вступления в ВТО картинка

Значительное внимание Китай уделил расширению торговли с развивающимися странами, в частности африканского континента. На Пекинском саммите в рамках Форума сотрудничества «Китай - Африка» Ху Дзиньтао объявил о восьми мерах развития торгово- экономического сотрудничества со странами Африки: расширение масштабов помощи, льготные кредиты, поощрение инвестиций, освобождение стран континента от долгов, открытие рынка, создание зарубежных зон торгово-экономического сотрудничества и подготовка кадров для Африки. Перечисленные меры сделали более динамичным торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и Африкой. Китайская сторона стала помогать Африке в экономическом развитии, расширила сферы экономического взаимодействия в интересах взаимной выгоды и общего успеха. Если в 2000 г. объем двустороннего товарооборота составил примерно 10 млрд долл., то в 2007 г. он превысил 50 млрд долл.

Можно сказать, что стратегия множественности рынков внешней торговли в значительной степени реализована

Состояние внешней торговли Китая в канун вступления в ВТО картинка

Состояние внешней торговли Китая в канун вступления в ВТО картинка

4. Малые масштабы внешнеторговых госпредприятий. Исторически госпредприятия строились в соответствии с отраслями и организационной структурой региональных администраций, поэтому ассортимент товаров, экспортируемых отдельными госпредприятиями, был однообразным, их масштабы мелкими, а, следовательно, себестоимость высокой, способность приспосабливаться к переменам низкой и конкурентоспособность слабой. Следуя опыту Японии и Южной Кореи, китайское правительство начало создавать отраслевые внешнеторговые общества. Так, в 1995 г. в качестве эксперимента было создано китайское предприятие по экспорту и импорту химической продукции. Однако существующие экспериментальные внешнеторговые предприятия по-прежнему относятся к отраслевым, имеют значительную поддержку государства и им к 2000 г. не удалось добиться реальных результатов.

5. Организационные усилия для вступления в ВТО. Появлением курса китайского правительства на внешнюю открытость явилось его фициальное заявление в 1986 г. о возвращении статуса договаривающейся стороны в Генеральном Соглашении о Тарифах и Торговле (ГАТТ). Заявление Китая о вступлении в ВТО означало, что страна будет развиваться в соответствии с требованиями ГАТТ, продвигаясь вперед по пути представлении свободы торговли. Для вступления в ВТО китайское правительство приняло ряд мер по сокращению таможенных пошлин и других барьеров, равняясь на утвержденные ВТО стандарты.

Во-первых, начиная с 1994 г., Китай за 3 года перешел к свободноконвертируемому курсу юаня.

Во-вторых, стабильно снижал таможенные пошлины и другие барьеры. В начале 1996 г. были снижены таможенные пошлины на 4971 наименования импортных товаров. В результате средняя ставка таможенных пошлин снизилась в среднем с 35,9 % до 23 %. В 1997 г. были снижены импортные пошлины еще на 4874 наименований товаров, что в среднем снизило их до 17 %. В 2001 г. вновь снижены таможенные пошлины на 4874 наименования товаров, что довело средний уровень импортных пошлин до 15,3 %. В 2002 г. в первый год вступления в ВТО общий уровень пошлин был снижен еще до 12 %.

Было упразднено большинства лицензионных ограничений на импорт, лицензирование импорта применялось только к 26 видам товаров и 18 подвидам электротехнической продукции (см. таблицу 9.5).

Состояние внешней торговли Китая в канун вступления в ВТО картинка

Источник: Генеральное таможенное управление Китая, ВТО.

В-третьих, были расширены границы допуска инвестиций. Кроме некоторых отраслей, в которых существовали ограничения допуска иностранного капитала или покупки акций, была достигнута открытость в области промышленности. Согласно обещанию китайского правительства постепенно предоставить свободу торговли услугами, данному при вступлении в ВТО, были открыты для внешней конкуренции такие сферы услуг как розничная торговля и супермаркеты, туризм, общественное питание, освоение земли и недвижимости, строительство, банки, страхование, аренда, ценные бумаги и различные финансовые организации, а также реклама, информация, бухгалтерия. Во внешней открытости сектора услуг можно выделить следующие шаги:

1) Розничная торговля. Еще в 1992 г. в шести городах, включая Пекин, Шанхай, Тяньзинь, Гуанчжоу, Далянь и Циндао, и в пяти СЭЗ был проведен эксперимент по использованию иностранного капитала в розничной торговле. В каждом из этих мест выбиралось 1-2 предприятия для использования совместного капитала или сотрудничества. В результате в Китай пришло несколько известных международных сетей розничной торговли. К 2001 г. Госсовет одобрил создание в Китае 20 смешанных предприятий розничной торговли с участием иностранного капитала, число предприятий, получивших резолюцию местных властей, уже достигло 20. Кроме того, создавались иностранные розничные предприятия такой формы хозяйствования как аренда. Началось привлечение на основе иностранных инвестиций в недвижимость и брендовые магазины при гостиницах.

2) Финансы и страхование. Открытость сферы финансов для иностранного капитала началась с того, что в 1991 г. китайское правительство разрешило иностранным банкам осуществлять валютные операции в СЭЗ. В 1991 г. в районе Пудун начали действовать две совместные финансовые компании, один совместный банк и 6 иностранных банков. В 1992 г. американская страховая компания вступила на Шанхайский рынок, в 1995 г. ее сфера деятельности была распространена на Гуанчжоу. В декабре 1996 г. Народный банк Китая издал решение о разрешении иностранным банкам района Пудун, отвечающим необходимым условиям, проводить операции с юанем. В 1997 г. 6 иностранных банков начали осуществлять в районе Пудун операции с юанем. Позже они распространили свою деятельность на Шэньчжэнь. К концу 1998 г. иностранные финансовые организации были распространены на 24 города, в итоге было создано почти 600 представительств, 182 хозяйственные организации, из них 146 филиалов иностранных банков, 13 банков, зарегистрированных на месте (7 смешанных банков с участием иностранного капитала, 6 банков единого капитала), 7 финансовых компаний, 14 страховых компаний, 1 смешанный инвестиционный банк с участием иностранного капитала. Их общий капитал достигал 35,4 млрд долл. США, валютные кредиты банков иностранного капитала составляли % валютных кредитов всех финансовых организаций страны. Доходы страховых компаний иностранного капитала непрерывно возрастали.

Заметим, что к концу 2005 г. в КНР работало 238 представительств и филиалов (из них 138 имели право вести операции в юанях), 71 зарубежный банк из 20 стран. Их общий объем активов - 84,5 млрд долл., что составляло 2 % общего объема активов всей банковской системы Китая.

В международных экономических кругах считали, что степень открытости китайской экономики выше, чем была в других новых индустриальных странах Восточной Азии на том же уровне развития. В итоге в 2001 г. Китай был принят в ВТО.

Эта статья из раздела-внешнеторговая экспансия важнейшая часть экономической реформы, которая посвящена теме-состояние внешней торговли китая в канун вступления в вто. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2012 Экономическое-Развитие-Китая.Рф
All Rights Reserved.