Популярные статьи

55555
2012-06-24-19-42-14Главные факторы феноменального роста китайской экономики следующие.Первый фактор - эффективная роль государства в экономике, которое активно влияло и...
Просмотров:37151
55555
2012-06-24-19-42-14Важнейшая составная часть китайской экономической реформы - политика внешней открытости, т е переход от внутренне ориентированной к внешне ориентированной...
Просмотров:15851
55555
2012-06-24-19-42-141) Космические исследования.Важное значение для становления космической отрасли имели сотрудничество с СССР (запуск в 1970 г первого китайского спутника),...
Просмотров:13909
55555
2012-06-24-19-42-14В значительной степени прирост китайского ВВП обеспечивается экспортом.Вклад экспортного производства в прирост ВВП Китая за два десятилетия (1978-1997...
Просмотров:11014
55555
2012-06-24-19-42-14Китайское машиностроение обеспечивает промышленные потребности в крупном комплектном оборудовании высокого класса, куда входят крупные газотурбины,...
Просмотров:8864

Реформа малых государственных предприятий Китая

( 0 Голосов )

Реформа малых государственных предприятий, центром которой являлась реформа системы имущественных прав (приватизация).

С 1992 г. реформа малых госпредприятий, центром которой являлась реформа системы имущественных прав (приватизация), начала стремительно развиваться в масштабах всей страны. Вдохновленные южной речью Дэн Сяопина руководители всех провинций, отталкиваясь от принципа «трех польз», обдумывали путь реформы госпредприятий. Руководители многих

районов уже осознали, что главная причина того, что прежняя реформа предприятий не добилась явных успехов, заключается в том, что она по-настоящему не затронула реформу имущественных прав. Опыт доказывал, что госпредприятия не могли обогнать предприятия «трех капиталов», частные предприятия и сельские предприятия. Хороший директор, хорошая продукция и поддержка правительственными кредитами могли временно спасти госпредприятие, однако не давали долгосрочной гарантии эффективной работы. Власти начали активно подталкивать реформу госпредприятий, центром которой была реформа имущественных прав. Только так можно было стимулировать стабильное развитие экономики.

На третьем пленуме КПК в 1993 г. было одобрено развитие разных форм собственности. В сущности, была узаконена приватизация малых госпредприятий (так называемая политика «удерживать крупные предприятия, отпускать мелкие»).

Начатая органами местного самоуправления реформа малых госпредприятий развивалась по следующим схемам. Первым способом реформы была реорганизация предприятий путем объединения государственного капитала с другими видами капитала. Одновременно с расширением прав и интересов частных собственников государственный капитал должен был ревальвироваться. Второй способ - продажа госпредприятий, извлечение государственного капитала из системы, функционирующей с низкой эффективностью и вложение его в области государственной экономики, которые необходимо было усиливать. Только если госпредприятие невозможно было продать или если никто не хотел совместно вкладывать капитал, использовался достаточно простой способ: рабочие и служащие мобилизовались на покупку акций, и госпредприятие превращалось в акционерное общество. Поскольку рабочие и служащие являлись как собственниками, так и трудящимися, одновременно с усилением механизма поощрения на предприятии снижались затраты на надзор и управление. Три вышеперечисленных способа приватизации провели достаточно крупную реформу системы государственной собственности.

Поскольку не всегда были подготовлены надлежащие условия, неизбежно пришлось использовать некоторые переходные меры, такие как сдача в аренду, поглощение другим предприятием, разделение и т. д. Выбор переходных мер дал предприятиям, на которых капитал не мог перекрыть долги, и предприятиям, на которых капитал был равен долгам, однако которые нельзя было объявить банкротами, временное жизненное пространство, а после изменения положения на предприятиях можно было производить модернизацию. И, наконец, оставалась крайняя мера - предприятие объявлялось банкротом.

Реформа малых госпредприятий, центром которой являлась реформа собственности (приватизация), привела к успеху: за достаточно короткий срок на малых госпредприятиях постепенно была создана соответствующая рыночной экономике система, как, например, товарищество, акционерное общество, индивидуальное предприятие и т. д.

Реформа малых государственных предприятий Китая картинка

Китайский опыт приватизации госпредприятий значительно отличается от массовой приватизации, проведенной в большинстве стран бывшего соцлагеря. Во-первых, приватизация в этот период в КНР затронула в основном малые предприятия. Деятельность больших госпредприятий переводилась в этот период на коммерческую основу, но сами предприятия оставались в государственной собственности. Во-вторых, в отличие от Восточной Европы, где макрореформы и микроприватизация проводились одновременно, в Китае макрореформы предшествовали микроприватизации (т. е. переходу прав собственности на государственное имущество). В- третьих, приватизационный процесс «де-юре» легализовал приватизацию «де-факто» малых предприятий в регионах.

Приватизация китайских госпредприятий является еще одним примером прагматизма китайской модели экономической реформы. Сторонники «шоковой терапии» утверждают, что для трансформации переходной экономики в рыночную необходимо быстрое изменение структуры собственности для усиления роли частного сектора. Изначально руководство КНР отвергало идею приватизации госпредприятий, но ввиду неэффективности проводимых реформ госпредприятий постепенно смирилось с неизбежностью этого процесса. Судить о прогрессе приватизационного процесса можно из исследований Государственного статистического бюро: к концу 1996 г. было приватизировано около 70 % малых госпредприятий. В некоторых провинциях приватизация проходила быстрее, чем по стране в целом. Например, в провинции Хэйлунцзян к середине 1996 г. было приватизировано 91,4 % всех малых госпредприятий. Обзор 13726 реструктуризированных в 1998 г. госпредприятий показал, что 76 % из них были полностью или частично приватизированы.

Приватизация малых госпредприятий в КНР имеет три специфических черты. Одна из главных проблем приватизации в странах

СНГ - ограниченность финансовых средств большинства потенциальных покупателей. В Китае такая проблема почти отсутствовало. За 20 лет реформ население накопило огромные суммы личных сбережений в форме банковских депозитов. С другой стороны, чистая стоимость малых госпредприятий обычно была невелика из-за высокого отношения долга к активам. В некоторых случаях покупатели приобретали госпредприятия по «нулевой цене», возлагая на себя ответственность за выплату его долга. Вторая особенность приватизации малых предприятий в КНР - это популярность «акционерных кооперативов», т. е. совместного владения фирмой администрации и рабочих. И третья характерная черта приватизации по-китайски - это децентрализация приватизационной политики. Местные органы власти, имеющие более точную информацию о состоянии региональной экономики, самостоятельно принимали решения о приемлемом темпе приватизации малых госпредприятий. Например, если местная экономика не «впитывала» излишек рабочей силы, появившийся в результате приватизации, тогда местные органы власти замедляли темпы приватизации.

Что мотивировало местные органы власти начать приватизацию малых предприятий? Главным стимулом послужили не указания «сверху» и не спонтанная приватизация «снизу», а введение «жестких бюджетных ограничений» на местные бюджеты вследствие принятия новой налоговой системы и «Закона о бюджете». Налоговая реформа, проведенная в КНР в 1994 г., установила границу между национальными и местными налогами, учредила центральное и региональные налоговые бюро, а также утвердила НДС в качестве основного косвенного налога, доходы от которого будут распределяться между центральным правительством и местными органами власти по фиксированному соотношению 60 : 40. В соответствии с «Законом о бюджете» региональные бюджеты должны были быть сбалансированы, причем закон налагал ограничения на эмиссию муниципальных облигаций или займы на финансовом рынке. В результате этих двух нововведений доходы местных органов власти сократились, и они не могли более поддерживать убыточные госпредприятия. Помимо этого, ресурсы, затраченные на неэффективные предприятия, могли быть использованы более эффективно на развитие инфраструктуры, необходимой для привлечения иностранных инвестиций и дальнейшего развития частного сектора. Таким образом, местные органы власти посчитали целесообразным начать приватизацию малых предприятий.

Эта статья из раздела-система управления госпредприятиями, которая посвящена теме-реформа малых государственных предприятий китая. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2012 Экономическое-Развитие-Китая.Рф
All Rights Reserved.