Популярные статьи

55555
2012-06-24-19-42-14Главные факторы феноменального роста китайской экономики следующие.Первый фактор - эффективная роль государства в экономике, которое активно влияло и...
Просмотров:39208
55555
2012-06-24-19-42-14Важнейшая составная часть китайской экономической реформы - политика внешней открытости, т е переход от внутренне ориентированной к внешне ориентированной...
Просмотров:17018
55555
2012-06-24-19-42-141) Космические исследования.Важное значение для становления космической отрасли имели сотрудничество с СССР (запуск в 1970 г первого китайского спутника),...
Просмотров:14592
55555
2012-06-24-19-42-14В значительной степени прирост китайского ВВП обеспечивается экспортом.Вклад экспортного производства в прирост ВВП Китая за два десятилетия (1978-1997...
Просмотров:11568
55555
2012-06-24-19-42-14Китайское машиностроение обеспечивает промышленные потребности в крупном комплектном оборудовании высокого класса, куда входят крупные газотурбины,...
Просмотров:9308

Реформа крупных и средних государственных предприятий Китая

( 2 Голосов )

Реформа крупных и средних государственных предприятий, основное содержание которой - создание современной системы предприятий.

В ярком контрасте со стремительным развитием реформы малых госпредприятий находилась сравнительная отсталость реформы крупных и средних государственных предприятий. Хотя в 1992 г. XlV съезд КПК утвердил в качестве цели реформы - создание системы современных крупных и средних госпредприятий, однако их реформа оставалась на этапе изменения хозяйственного механизма предприятий, основным содержанием которого было расширение прав предприятия на самоуправление. В июне 1992 г. Госсовет опубликовал «Положение об изменении хозяйственного механизма промышленных предприятий всенародной собственности». В октябре того же года ЦК КПК и Госсовет издали «Извещение о добросовестном осуществлении "Положения"», где была еще раз подчеркнута необходимость осуществления четырнадцати пунктов о праве госпредприятий на самоуправление. После этого во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения началось проведение «Положения» в жизнь.

В 1995 г. в целом государственный сектор состоял из 300 тыс. госпредприятий. Только 14-15 тыс. из 300 тыс. госпредприятий входили в категорию больших и средних. Одна тысяча крупнейших госпредприятий Китая владела 40 % всех активов и получила 66 % прибыли в государственном секторе (данные за 1993 г.). Несмотря на то, что большие госпредприятия получали большую часть прибыли, малые и средние предприятия составляли 95 % от общего числа госпредприятий, обеспечивали 57 % рабочих мест в госсекторе и производили 43 % выпуска государственного индустриального сектора (см. таблицу 5.3). С начала 1980-х гг. доля госпредприятий в выпуске начала постепенно уменьшаться параллельно с ростом производства в негосударственном секторе (см. таблицу 5.4).

Реформа крупных и средних государственных предприятий Китая картинка

Источник: Ежегодник китайской статистики (1994).

Реформа крупных и средних государственных предприятий Китая картинка

Источник Ежегодники китайской статистики.

В ноябре 1993 г. был созван третий пленум ЦК КПК XIV созыва, который в «Решении ЦК КПК по некоторым вопросам создания социалистической рыночной экономики» заявил о необходимости создания в ходе реформы предприятий «системы современных предприятий, отвечающих требованиям рыночной экономики, с четко определенным правом собственности и ответственности, где правительство и предприятия разграничены, и научным управлением». В декабре того же года с целью соответствия требованиям системы современных предприятий на пятом совещании ВСНП VIII созыва был принят «Закон КНР о предприятиях», после чего реформа крупных и средних предприятий началась.

В ноябре 1994 г. Госсовет принял решение осуществить эксперимент по созданию современной системы на 100 крупных и средних госпредприятиях. После подготовки, длившейся более года, в 1995 г. началось осуществление эксперимента. Из 100 экспериментальных предприятий, утвержденных Госсоветом, 95 были крупными и очень крупными, а 5 - средними; 78 были торгово- промышленными, 11 - торговыми, 1 - строительным и 10 принадлежали к другим отраслям. Основное содержание эксперимента состояло в следующем: во-первых, упорядочились имущественные отношения; во-вторых, реформировалась форма предприятия. Основной формой стали общества с ограниченной ответственностью; в-третьих, создавалась нормальная структура управления; в- четвертых, на основании учета имущества и капитала утверждался капитал предприятий; в-пятых, с предприятий постепенно снимались исторически сформировавшиеся задолженности. Таким образом, экспериментальная программа корпоратизации 100 избранных госпредприятий включала в себя реформирование прав собственности и системы корпоративного управления, а также поддержку технических инноваций.

Реформа крупных и средних государственных предприятий Китая картинка

К концу 1997 г. по 98 экспериментальным проектам из 100 были получены следующие результаты: на 17 из этих предприятий осуществлен прямой переход от госпредприятий к акционерным обществам (их них 11 закрытых акционерных обществ и 6 обществ с ограниченной ответственностью); на 69 была сохранена государственная собственность; на 10 предприятиях, были созданы компании, контрольный пакет акций которых принадлежал государству; на 2 предприятиях была проведена реформа путем реорганизации. В общем, экспериментальная работа изыскала новые методы обновления системы управления и имущественных прав на госпредприятиях, собрала некоторый опыт, послужила примером для дальнейших действий.

Программа не привела к результатам, которых ожидали на Западе (программа была предложена Всемирным банком), - структура собственности в основном осталась прежней, т. е. государственной.

Новая программа реформирования государственного сектора, вошедшая в 9-й пятилетний план (1996-2000), фокусировалась на реформировании 1000 больших госпредприятий, которые должны были сформировать «ядро» современных предприятий Китая. Процесс реструктуризации этих предприятий включал технические инновации, освобождение от уплаты процентов по полученным кредитам, списание основной суммы долга и выплату пособий сокращенным рабочим. Планировалось, что остальные госпредприятия перейдут в негосударственную форму собственности. В рамках создания системы современных предприятий проводилось объединение избранных госпредприятий с целью усиления их позиции на внутреннем и внешнем рынках. Например, все нефтехимические предприятия слились в две огромные компании - PetroChina и Sinopec, из десяти региональных авиакомпаний Китай планировал создать три современные конкурентоспособные компании.

В то же время стремительно распространялся эксперимент по акционированию. С одной стороны, перерегистрация акционерных обществ, существовавших прежде, проводилась в соответствии с «Законом о предприятиях»; с другой стороны, активное акционирование госпредприятий стимулировало их движение к модернизации. За несколько лет эксперимент по акционированию привел к положительным результатам. Были упорядочены имущественные отношения, была создана система управления предприятиями как юридическими лицами, законным путем учреждалось собрание акционеров, правление и совет директоров, что благоприятствовало повышению эффективности принятия решений и управления.

Упорядочение имущественных прав усилило и разнообразило механизмы контроля (рост и падение стоимости акций, надзор акционеров, стандартная бухгалтерская отчетность), что стимулировало рационализацию деятельности предприятий. В экспериментах по акционированию существовали общие проблемы, например, некоторые компании функционировали не в соответствии с нормами, экономическая эффективность была далека от идеала; методы управления со стороны правительства не были изменены и затрудняли управление предприятиями. Для решения этих вопросов требовалось углубление реформ.

Во многом экономическое будущее Китая зависело от успеха в реформировании государственного сектора. Несмотря на то, что доля госпредприятий в китайской экономике (измеряемая в % от общего выпуска) снизилась с 75 % в конце 1970-х гг. до примерно 28 % в 2000 г., китайские госпредприятия использовали 44 % городской рабочей силы и обеспечивали 70 % доходов государства.

Попытки китайского правительства стимулировать госпредприятия к повышению эффективности производства не привели к особым успехам. В последнее десятилетие 20 века на госпредприятиях наблюдались старые проблемы: низкий коэффициент использования производственных мощностей, растущая задолженность и излишек рабочей силы. Однако правительство продолжало проводить реформы, нацеленные на улучшение конкретных аспектов деятельности госпредприятий. Рассмотрим некоторые из них. Китайские реформаторы понимали, что «жесткие бюджетные ограничения» и уменьшение финансовых и фискальных субсидий убыточным госпредприятиям являются одной из важнейших предпосылок повышения их эффективности. В 1990-х гг. наблюдалось постепенное снижение фискальных субсидий. Так, в 1993 г. госпредприятия всех секторов получили фискальные субсидии в размере 44,5 млрд юаней (примерно 2 % от ВВП), к 1995 г. эта цифра уменьшилась до 36,6 млрд юаней (1 % от ВВП). Многие госпредприятия уходили от «жестких бюджетных ограничений», прибегая к коммерческому кредиту или занимая денежные средства у предприятий, имеющих доступ к банковским кредитам. По оценкам Государственного статистического бюро, к концу 1996 г. общая сумма таких займов достигла 1 трлн юаней (или 20 % ВВП).

Общая прибыльность госпредприятий до уплаты налогов упала с 25 % в 1980 г., до 9,5 % в 1992 г. и до 7,1 % в 1996 г. Прибыль промышленных госпредприятий упала с 7 % ВВП в 1987 г. до 2 % ВВП в 1994 г. К 1996 г. прибыль, полученная госпредприятиями, равнялась 1 % ВВП. К 1996 г. около половины госпредприятий были убыточными, общая сумма их убытков исчислялась в 79 млрд юаней за один 1996 г. К 1995 г. средний показатель отношения активов к обязательствам составлял 85 %, что эквивалентно отношению долга к капиталу в размере более 500 %. Многие из действующих госпредприятий фактически работали в убыток. Кроме высокой задолженности банкам госпредприятия имели значительные не профинансированные пенсионные обязательства, которые, по оценке Всемирного банка, равнялись примерно 50 % ВВП Китая за 1996 г. Общая сумма плохих кредитов госпредприятий по некоторым расчетам достигла 272 млрд долл. или 26 % ВВП Китая в 1999 г.

В соответствии с официальной статистикой 49 % больших и средних госпредприятий оказались убыточными и в 1998 г. С 1997 г. по 1998 г. валовая прибыль промышленных предприятий упала на 17 %, а валовые убытки повысились на 22 %. Из 512 госпредприятий, идентифицированных правительством КНР как ключевые предприятия китайской экономики, около 1/3 объявило об убытках за первую половину 1998 г.

Ряд факторов в последнее десятилетие прошлого века повлиял на ухудшение ситуации на китайских госпредприятиях. С одной стороны, госпредприятия унаследовали ряд проблем со времен командно-административной экономики, с другой стороны, реформы усилили влияние рынка на хозяйственные субъекты экономики, многие из которых не смогли приспособиться к новой экономической среде. Рассмотрим основные причины, объясняющие плохое финансовое состояние госпредприятий в КНР.

Во-первых, падающая прибыльность госпредприятий связана с быстрым ростом негосударственных предприятий. В результате госпредприятия начали терять монопольную прибыль. Другими словами, уменьшение прибыльности госпредприятий произошло не из-за снижения эффективности, а из-за усиления конкуренции. Также сыграла свою роль либерализация цен - цены на сырье повысились, а цены на конечный продукт понизились, что, естественно, привело к уменьшению прибыли.

Вторая причина - это введение современного бухучета и налоговая реформа (1993-1994). Более строгие стандарты бухучета привели к тому, что предприятия должны были декларировать затраты, которые раньше не учитывались. Таким образом, прибыльность госпредприятий до введения новых процедур бухучета преувеличивалась. Возможно, более низкие показатели в конце 1990-х гг. отражали не падающую прибыльность, а реальную низкую прибыльность этих предприятий. Налоговые реформы 1994 г. также возымели свой эффект. Если до начала 1990-х гг. госпредприятия могли «торговаться» с центральным правительством об объеме уплачиваемых налогов (доли с прибыли), то после введения нового налогового кодекса делать это стало гораздо сложнее. Некоторые предполагают, что это мотивировало к занижению прибыли в бухучете. Иначе говоря, прибыльность госпредприятий, несомненно, уменьшилась, но не в степени, зарегистрированной официальной статистикой.

Третья причина - это слишком быстрый рост заработной платы. Рост зарплаты, превышающий рост производительности труда, приводит к понижению прибыльности. В соответствии с официальными данными с 1978 по 1990 г. рост производительности труда превысил рост реальной зарплаты. Но если пересчитать это отношение с учетом валовой компенсации трудящихся (включая различные субсидированные блага), то рост затрат на валовую компенсацию превышает рост производительности труда. Одна из причин быстрого роста зарплаты на госпредприятиях - это инсайдерская проблема, т. е. ситуация, в которой менеджеры игнорируют интересы владельца (в случае китайских госпредприятий - государства), назначая своим рабочим слишком высокую зарплату или выплачивая высокие премии.

Четвертая причина - это излишек рабочей силы на госпредприятиях. По оценкам разных источников, этот излишек составлял от 20 до 25 % от общего числа занятых в государственном промышленном секторе. Несмотря на проведенные реформы, увольнение безработных сотрудников проходит очень медленно, главным образом, из-за государственной политики сохранения низкой безработицы.

Пятая причина - чрезмерные социальные затраты на блага, которые являются общественными. Большие предприятия обязаны обеспечивать своим рабочим жилье, медицинское обслуживание, образование для детей и т. д. Например, больницы, построенные госпредприятиями и находящиеся в их ведении, составляли 1/3 всех больниц в Китае. К середине 1990-х гг. госпредприятия содержали 18 тыс. школ с 6,1 млн учеников. Даже для эффективных предприятий было тяжело поддерживать такой уровень социальных затрат.

Шестая причина, объясняющая высокую пропорцию убыточных госпредприятий, это то, что производимая продукция не имела рынка сбыта или в производстве этой продукции не учитывались запросы клиентов.

Плохой финансовый менеджмент являлся седьмой причиной. Рассмотрим как пример Анганг - сталелитейный завод в провинции Ляонин на северо-востоке Китая. Официально завод считался прибыльным за счет того, что регистрировал продажи как доход, даже если завод не получал оплаты за поставленную продукцию (т. е. продукция поставлялась неплатежеспособным госпредприятиям). Для пополнения оборотных средств и уплаты налогов и зарплаты Анганг брал субсидированные кредиты в госбанках. Пример Ан- гангского сталелитейного завода иллюстрирует проблему, существовавшую в тот период на многих госпредприятиях Китая. Госбанки вливают средства своих вкладчиков (т. е. населения) в госпредприятия, откуда капитал перетекает в другие отрасли в виде налогов или используется как оборотные средства. Выпускаемая же продукция либо передается в виде безвозвратного коммерческого кредита другим предприятиям, либо продается по цене, не покрывающей затраты. Конечно, не все госпредприятия в Китае функционировали по такой системе - значительное число госпредприятий являлись прибыльными.

Восьмая причина, оказывавшая негативное влияние на работу госпредприятий, - это вмешательство со стороны правительства.

Права менеджеров на принятие самостоятельных решений ограничивались рамками государственной политики относительно госпредприятий. Например, менеджер не имел права уволить рабочих для повышения эффективности госпредприятия. Менеджеры госпредприятий назначались органами компартии, часто этими людьми являлись члены компартии, не имеющие навыков, необходимых для управления огромными заводами.

Девятая причина - это так называемые «мягкие бюджетные ограничения» и протекционизм госпредприятий местными органами власти. Одним из механизмов этих отношений является механизм «согласования», по своему действию напоминающий механизм согласования производственных квот в плановой экономике. Вместо реагирования на новые требования рынка госпредприятия продолжали функционировать в старом режиме, выживая за счет различных привилегий и уступок со стороны государства. Таким образом, бюрократия, действующая как агент государственного контроля над госпредприятиями, блокировало влияние рынка на деятельность субъектов государственного хозяйствования, сводя к нулю стимул к повышению эффективности. Например, для получения кредита предприятия должны убедить банк в том, что проект, под который требуется кредит, будет прибыльным и предприятие сможет выплатить сумму долга и проценты. В случае, если банк считает проект слишком рискованным, местные органы власти вмешиваются в процесс и дают гарантии, с учетом которых проект становится якобы прибыльным. В сущности, это «замаскированные» субсидии госпредприятиям. Естественно, что предприятиям легче положиться на субсидии, чем реструктуризировать предприятие с целью повышения прибыльности и эффективности.

Десятая причина, приводящая к снижению прибыльности на госпредприятиях, - это нелегальный переход государственных активов в негосударственную собственность. Один из наиболее распространенных методов увода активов с госпредприятий - это создание дочерних компаний, подчиняющихся государственной холдинговой компании. Эти компании контролируются родственниками или доверенными лицами менеджеров, которые назначают им высокие зарплаты за сомнительную службу. Финансовые же потери дочерних компаний вносятся в бухгалтерские книги главного госпредприятия. Другой пример финансовых махинаций на госпредприятиях - трансфер денежных средств на личные счета работников предприятий. Эксперты оценивают ущерб, нанесенный государственной собственности такой деятельностью за период с 1990 г. по 1995 г., в 300 млрд юаней (примерно, 50 млрд долл.).

Вышеперечисленные проблемы тормозили развитие и приспособление госпредприятий к условиям рыночной экономики.

Какие попытки правительство КНР предприняло в конце XX века для улучшения ситуации на госпредприятиях?

Китайское правительство признало, что оптимальная эффективность на госпредприятиях может быть достигнута только тогда, когда предприятия освободятся от социальных обязательств. Реформы, инициированные КПК для решения этой проблемы, включали постепенную отмену субсидий на жилье через продажу жилья или повышение арендной платы и медленный переход школ и больниц крупных госпредприятий в ведение местных органов власти. Успешное реформирование госпредприятий зависело от способности правительства укрепить систему социального обеспечения для своих граждан и принять на себя бремя финансирования таких услуг.

Одна из реформ, представляющих наибольший интерес для других переходных экономик, - это аренда земли, принадлежащей госпредприятиям. В среднем промышленные комплексы занимали около 30 % земли в китайских городах. По примерным оценкам, рыночная стоимость всей земли, право на использование которой принадлежало госпредприятиям, составляла около 15 трлн юаней (примерно 1,8 трлн долл.), из которых цена земли в городах составляла 6 трлн юаней.

Параллельно реформированию госпредприятий проходила реформа рынка труда. Процент рабочих, работающих на госпредприятиях по временному контракту, возрос с 5 % в 1985 г. до 60 % в 1995 г. Местные органы власти, с одной стороны, интенсивно развивали систему социальной помощи безработным, а с другой стороны, разрабатывали программы переквалификации для сокращенных рабочих. Ежегодно на госпредприятиях увольнялось около 3,5 млн рабочих.

Как упоминалось выше, в эпоху плановой экономики в Китае стратегия развития национальной промышленности основывалась на региональной самодостаточности, что привело к дублированию производственных процессов в разных провинциях. Например, в соответствии с этой политикой в каждой провинции должен был быть свой машиностроительный завод. Естественно, что такая политика противоречила экономической эффективности. Поэтому правительство КНР проводило политику объединения и реструктуризации таких предприятий.

Можно заключить, что реформы, проведенные в конце прошлого столетия в государственном промышленном секторе, оказались не полностью достаточными для повышения эффективности и прибыльности госпредприятий.

Успешное реформирование китайских госпредприятий в начале XXI века явилось одной из важнейших предпосылок для дальнейшего развития китайской экономики.

Существовали две школы (два подхода) реформирования китайских госпредприятий, то. Первая - это «рыночная школа». Сторонники этой школы настаивали на том, что госпредприятия станут такими же эффективными, как и частные фирмы, при условии, что государство освободит их от социальных обязательств, введет «жесткие бюджетные ограничения», и, что важнее всего, поспособствует развитию рынков товаров, капитала и менеджеров. Вторая школа - «школа прав собственности» - утверждала, что улучшение менеджмента госпредприятий и корпоративного управления возможно только в случае приватизации. Госпредприятиям необходим владелец и истец прибыли. Реформа прав собственности станет эффективной только тогда, когда будут созданы институты, защищающие права собственности.

Всемирный банк рекомендовал КНР дуальную стратегию реструктуризации госпредприятий. Постепенное замещение неэффективных предприятий быстро развивающимися и эффективными предприятиями в государственном и негосударственном секторе поможет КНР достигнуть запланированного роста и понизить уровень безработицы. По мнению Всемирного банка, развитие динамически растущих секторов требовало следующих действий. Во- первых, развития сектора услуг, в особенности услуг, относящихся к сфере бизнеса, - бухучета, аудиторских услуг, информационных технологий, правовых услуг и т. д. Во-вторых, для стимуляции роста частного сектора необходимо расширить его участие в инфраструктурных проектах. В-третьих, Китаю следует продолжать интенсивное развитие трудоемких секторов. Несмотря на то, что производительность и прибыльность трудоемкой промышленности относительно низки, они поглощают излишек рабочей силы. Рост занятости, в свою очередь, стимулирует спрос и развитие сектора услуг.

Одновременно Китай должен модернизировать большие госпредприятия. Основными элементами модернизации китайских госпредприятий должны стать: фискальная и финансовая дисциплина, усиление конкуренции, многообразие форм собственности, консолидация госпредприятий и улучшение системы корпоративного управления. Эффективность политики «жестких бюджетных ограничений» по отношению к госпредприятиям зависит от одновременного реформирования банковского сектора и прекращения финансового субсидирования госпредприятий через банковскую систему. Финансирование неплатежеспособных стратегических предприятий должно проводиться в форме правительственных трансфертов через специальные компании по управлению активами.

В сентябре 1997 г. XV съезд КПК провозгласил углубление реформы госпредприятий. Основная цель - примерно за три года посредством реформ, реорганизации, реконструкции и улучшения управления вывести большинство убыточных крупных и средних государственных предприятий из тяжелого положения, а к концу XX века создать на большинстве основных крупных и средних государственных предприятий новую систему. Основное содержание углубления реформы предприятий состояло в следующем: во- первых, активное продвижение стратегической реорганизации государственных предприятий, уделение особого внимания крупным; во-вторых, дальнейшее поощрение слияний, нормального банкротства, сокращение штата и увеличение эффективности, а также создание проектов нового трудоустройства рабочих и служащих, реально формировали рынок труда; в-третьих развитие по курсу «одной реформы и трех усилений», формирование эффективного поощрительно-ограничительного механизма и механизма освоения новой продукции и новой техники, создание условий конкуренции и риска на предприятиях; в-четвертых, создание группы руководителей предприятия, выявление роли партийных организаций как политического центра, сохранение курса на всецелую опору на рабочий класс; в-пятых, активное продвижение реформы всевозможных комплексов (кластеров).

Руководство КНР принимало меры для усиления конкуренции на внутреннем рынке. Во-первых, устранялись барьеры (процедуры лицензирования, регистрации и т. д.) к появлению новых конкурентов. Во-вторых, центральные и местные органы власти начали способствовать развитию межрегиональной конкуренции. Дискриминационные добавочные налоги на продукцию, произведенную в другой провинции, отменялись. В-третьих, уравнивались налоги на фирмы разных форм собственности. Но, наверное, главным фактором интенсификации конкуренции на рынке стало вступление КНР в ВТО. В соответствии с условиями вступления КНР обязался устранить барьеры к доступу иностранных конкурентов на свой рынок.

Реформа госпредприятий сопровождалась изменениями в системе корпоративного управления. Проблема корпоративного управления на госпредприятиях Китая состояла в том, что государство как владелец госпредприятий обладало недостаточной информацией о качестве работы менеджеров и реальной ситуации на госпредприятиях. Возникала проблема эффективного контроля государства (владельца) за действиями менеджеров. Рекомендации по улучшению корпоративного управления на госпредприятиях фокусировались на четком определении прав собственности на госпредприятия, повышении эффективности системы обмена информацией между владельцами и менеджментом, а также на различных мерах, направленных на мотивацию менеджеров.

Дальнейшая консолидация промышленного сектора через слияние или приобретение предприятий способствовала максимизации экономии на масштабе. Правда, большинство слияний предприятий происходило по указу правительства, а не под воздействием рыночных сил. Практика показывает, что такие слияния (характеризующиеся присоединением неконкурентоспособной фирмы к более эффективному и прибыльному предприятию) редко приводят к рационализации производственного процесса и уменьшению средних издержек на производство. Успешная консолидация госпредприятий в будущем должна регулироваться рынком.

Эта статья из раздела-система управления госпредприятиями, которая посвящена теме-реформа крупных и средних государственных предприятий китая. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2012 Экономическое-Развитие-Китая.Рф
All Rights Reserved.