Реформа государственных предприятий в Китае
В период плановой экономики государственные предприятия (госпредприятия) как микроэкономическая основа народной экономики внесли свой исторический вклад в индустриализацию Китая.
Многолетний опыт доказывает, что основные проблемы госпредприятий следующие. Во-первых, функции государства как владельца государственной собственности и как руководителя социалистической экономики слиты воедино. Неразделение этих функций, когда государство непосредственно управляет макроэкономикой и тысячами предприятий, приводит к невысокой эффективности управления госпредприятиями.
Во-вторых, госсектор считался «одним большим заводом» и по отношению к нему осуществлялась система единства доходов и расходов, единства ответственности и распределения ресурсов согласно плановым показателям - такой способ управления ограничивал активность предприятий.

В-третьих, механизмы хозяйствования госпредприятий не соответствовали требованиям экономического развития, в особенности система трудоустройства и оплаты, такие механизмы как «верный кусок хлеба», «общий котел» и уравниловка сильно ограничивали активность рабочих и служащих предприятий.
В-четвертых, имущественные права были неясными, границы имущественных прав - нечеткими, нетождественность интересов владельца и руководителя предприятия вело к снижению экономической эффективности и ограничению долгосрочного развития предприятий.
В связи с вышеперечисленными проблемами общественного сектора реформа госпредприятий стала центральным звеном реформы экономической системы.
←Предыдущая Реформа системы подряда на предприятиях в 1987-1991 годах. Китай |
---|