Популярные статьи

55555
2012-06-24-19-42-14Главные факторы феноменального роста китайской экономики следующие.Первый фактор - эффективная роль государства в экономике, которое активно влияло и...
Просмотров:37151
55555
2012-06-24-19-42-14Важнейшая составная часть китайской экономической реформы - политика внешней открытости, т е переход от внутренне ориентированной к внешне ориентированной...
Просмотров:15852
55555
2012-06-24-19-42-141) Космические исследования.Важное значение для становления космической отрасли имели сотрудничество с СССР (запуск в 1970 г первого китайского спутника),...
Просмотров:13910
55555
2012-06-24-19-42-14В значительной степени прирост китайского ВВП обеспечивается экспортом.Вклад экспортного производства в прирост ВВП Китая за два десятилетия (1978-1997...
Просмотров:11015
55555
2012-06-24-19-42-14Китайское машиностроение обеспечивает промышленные потребности в крупном комплектном оборудовании высокого класса, куда входят крупные газотурбины,...
Просмотров:8865

Проблемы китайских банков в канун вступления в ВТО

( 1 Голос )

Проблемы китайских банков в канун вступления в ВТО.

К моменту вступления в ВТО в 2001 г. банковская система Китая состояла из четырех частей:

1) государственные коммерческие банки;

другие коммерческие банки;

городские коммерческие банки;

3) центральный банк.

Под «другими коммерческими банками» понимаются банковские структуры акционерного типа, городские коммерческие банки это бывшие городские кредитные кооперативы, трансформированные в банки и осуществляющие финансовые операции для местных городских предприятий и населения. Из четырех вышеуказанных банковских структур банки второго типа имели очень короткую историю, а доля капитала городских коммерческих банков в банковском капитале страны была ничтожна.

К 2001 г. четыре главных госбанка КНР (Промышленно- торговый банк, Крестьянский банк, Китайский банк, Строительный банк) пользовались доверием, сравнимым с доверием государству. Вплоть до 2001 г. четыре главных банка были абсолютными монополистами в банковской сфере Китая. В 1995 г. ими было привлечено до 76 % всех вкладов населения и выдано 86 % всех кредитов. Четыре госбанка содержали персонал, который в три раза превышая количество служащих в аналогичных американских учреждениях. Вместе с тем, объем ресурсов в американских банков был гораздо больше, чем в китайских, ассортимент и качество услуг также значительно выше.

В 1998 г. в КНР рентабельность активов (ROA) не достигала 0,2 %, тогда как для южно-корейских банков, переживавших не лучшие времена, этот показатель достигал 0,85 %, а для больших западных банков - 2,2 %.

Несмотря на повторные попытки реформировать банки, многие проблемы оставались нерешенными: административное распределение ресурсов, т. е. финансирование невыгодных проектов не только через политические банки; неадекватность уставного фонда, недостаточность капитала и резервов, низкая доходность и небольшая маржа, невозврат кредитов, избыток людских ресурсов и недостаточная конкуренция.

Первой проблемой являлась обязанность банков обеспечивать кредитами госпредприятия. Банки, в особенности политические, выделяли кредиты не на основе коммерческой выгоды, а по указу государственных органов. В результате банки расходовали значительную часть своих ресурсов на финансирование неэффективных проектов. Это приводило к уменьшению ресурсов для кредитования прибыльных коммерческих проектов. Правда, если доля «целевых кредитов» в 1991 г. составила 42 % всех кредитов четырех крупнейших банков, то в 1995 г. - 20 % кредитов всех финансовых учреждений Китая. В категорию «целевых кредитов» входят также средства, выделенные по указанию местных властей на проекты, в реализации которых они были заинтересованы. Так как банки вынуждены были выдавать кредиты нерентабельным предприятиям, они не могли предложить своим вкладчикам более высокий процент по вкладам, а также вложить деньги в более выгодные предприятия. Согласно подсчетам западных специалистов в то время, около 22 % всех кредитов крупных банков - невозвратные ссуды, предоставленные нерентабельным госпредприятиям.

Проблемы китайских банков в канун вступления в ВТО картинка

На конец 2001 г., по официальным данным Народного банка Китая, сумма безнадежных долговых обязательств в четырех госбанках достигала 200 млрд долл., т. е. 26 % всего кредитного портфеля подлежали списанию.

Вторая проблема заключалась в несоблюдении китайскими банками международных стандартов по размеру уставного фонда, достаточности капитала и резервов, принятых Базельским комитетом по банковскому регулированию и надзору (Basle Committee on Banking Regulation and Supervisory Practice), требующим, чтобы взвешенные по риску активы не превышали 8 % от общего капитала и 4 % от чистого капитала. Отсутствовало также разделение между резервами по сомнительным кредитам и обязательными резервами.

Третья проблема - низкий доход китайских банков. Доходность активов Индустриального и Коммерческого банков Китая составила в 1995 г. всего лишь 0,42 % (для сравнения: доходность британского банка HSBC и американского банка Citibank за тот же год соответственно была равна 1,62 и 2,18 %). Дело в том, что процентная маржа оставалась низкой, особенно в периоды инфляции 19881989 гг. и 1993-1995 гг. Во время высокой инфляции проценты по вкладам росли, а кредитная ставка оставалась низкой. Банки не могли увеличить кредитную ставку до рыночного уровня, так как это могло разорить их заемщиков, главным образом госпредприятия Китая, что было политически неприемлемо.

Четвертая, общая для всех банков Китая проблема - это избыток персонала. Например, в 1998 г. центральный банк имел 2500 отделений и 190 000 сотрудников. Комбинация трех факторов - чрезмерное число работников, большое количество банковских отделений и низкая рентабельность - означало, что постоянные издержки китайских банков в тот период времени были одними из самых высоких в мире.

Пятая проблема, затрагивающая все банки Китая, - недостаточная конкуренция. Несмотря на появление новых коммерческих и региональных банков, 4 «крупнейших китайских банка», как и раньше, делили между собой 70 % рынка банковских услуг. Конкурентоспособность коммерческих банков искусственно сдерживалась при помощи регулирования процентных ставок. Процентные ставки по кредитам и депозитам могли отличаться не более чем на 10 % от ставки центрального банка. В результате банки получали слишком низкие проценты по ссудам и выплачивали, соответственно, невысокий процент по вкладам населения.

В то время банки Китая почти не испытывали конкуренции со стороны иностранных банков (инобанков). В начале 2000 г. в Китае только 25 инобанков имели лицензии на совершение операций с юанем. Инобанки специализировалось на выдаче кредитов и ведении счетов предприятий, созданных при участии иностранного капитала и иностранных торговых компаний, а также оказывали консультационные услуги и проводили финансовые операции от лица предприятий с участием иностранного капитала. Существовало множество препятствий для конкуренции между китайскими и ино- банками. Во-первых, операции инобанков были разрешены только в пределах нескольких регионов, таких как Шанхай, Пекин и Шень- джен. Во-вторых, инобанки могли предлагать свои услуги только предприятиям с участием иностранного капитала и иностранным гражданам, включая граждан Гонконга и Макао. В-третьих, обязательства инобанков в юанях не могли превышать 35 % их обязательств в иностранной валюте, т. е. рост операций с юанем должен быть пропорциональным росту операций в иностранной валюте. Всем инобанкам было запрещено принимать депозиты от китайских компаний и частных лиц, ссужать им юани, вести подписку на акции первоклассных предприятий или торговать правительственными облигациями. Кроме того, правительство Китая пыталось замедлить приток иностранных конкурентов административными методами. Получить лицензию на открытие филиала в Китае иностранный банк мог лишь спустя 5 лет после открытия своего представительства. Полученная лицензия ограничивала открытие новых отделений до одного в год.

Реформирование китайских банков тесно связано с решением двух других проблем - реформирование госпредприятий и введением более эффективной системы налогообложения. Снижение поступлений от уплаты налогов вынудило государство возложить бремя социального обеспечения на предприятия. Одна из причин, по которой предприятия занимали большие суммы, заключалось в том, что они обязаны были оказывать различные социальные услуги, которые в других странах финансируются из бюджета. Более того, для борьбы с безработицей госпредприятия сохраняли чрезмерное количество рабочих, которых они, фактически, не могли обеспечить работой. Это приводило к снижению финансовых показателей и увеличению задолженности предприятий, что, в свою очередь, становилось главной причиной низкой рентабельности части банковской системы.

Для решения проблемы невозврата кредитов китайских госпредприятий необходимо было внедрение более эффективной системы налогообложения и социальных функций предприятий. В 1994 г. было принято налоговое законодательство, учредившее Национальное налоговое бюро и установившее, что налог на добавленную стоимость (НДС) должен распределяться между центром и регионами по фиксированной ставке. Несмотря на это сбор налогов в КНР оставался очень низким (11 % от ВВП в 1996 г.), что не снимало с госпредприятий ответственность за социальные расходы. Было ясно, что реформирование банковской системы должно проводиться параллельно с соответствующим преобразованием государственного сектора и системы налогообложения.

Эффективное реформирование банковских учреждений Китая на рубеже тысячелетий - было одним из важнейших условий дальнейшего успешного развития китайской экономики. Неразвитость банковской системы была чревата серьезными последствиями. Во- первых, это неэффективное размещение капитала. Проекты, заслуживающие инвестиций, испытывали недостаток капитала, в то время как значительная часть имеющихся денег вкладывалась в неэффективные госпредприятия. Во-вторых, неконкурентоспособность госбанков косвенно замедляло развитие рынка капиталов, облигаций и акций, ограничивая возможности компаний и предприятий привлекать капитал. И, в-третьих, существующая банковская система тормозила достижение полной конвертируемости юаня.

В помощь четырем крупнейшим госбанкам в конце 1990-х гг. были созданы четыре компании по управлению активами (Asset Management Companies - AMC): «Хуажун», «Циньда», «Чан-чэн» и «Дунфан». Эти по сути санационные компании получили от государства капитал в размере 10 млрд юаней. Одновременно были выпущены государственные облигации с десятилетним сроком действия, с помощью которых АМС выкупили у госбанков просроченные долговые обязательства на сумму 1,4 трлн юаней (169 млрд долл.). В связи с предоставленными им правами эти компании стали акционерами соответствующих госпредприятий, являющихся крупнейшими должниками. Им предстояло поменять руководство предприятий и взять под контроль процесс принятия решений, влияющих на производственный процесс и движение к рыночным отношениям. АМС должны были поставить плохо управляемые предприятия на экономические рельсы, осуществить их санацию и, если получится, вывести их на фондовый рынок. Для этого им были даны соответствующие полномочия, они могли приобретать землю, покупать иностранную валюту, продавать принадлежащие им акции.

Как показала практика, попытка использования реструктуризации долгов для акционирования предприятий не дала в полной мере ожидаемых результатов, так как квота возврата наличных средств составила всего 30 %. АМС, несмотря на привлечение иностранных экспертов, не имели необходимого опыта по санации предприятий и, как результат, оказали на госпредприятия недостаточно сильное влияние. К этому можно добавить, что, во-первых, не был решен вопрос о начислении процентов и конкурентоспособности государственных ценных бумаг, а во-вторых, покупатели облигаций - прежде всего иностранные - проявили себя как спекулянты, а не как субъекты, участвующие в переводе госпредприятий на рельсы рыночной экономики. Поэтому можно говорить не об успешной реструктуризации невозвратных кредитов, а всего лишь об их переводе с одного счета на другой, т. е. о переносе проблемы с банков на АМС.

В 2003 и 2005 гг. Китай выделил еще 65 млрд долл. из золотовалютных резервов на рекапитализацию Банка Китая, Стройбанка, Экспортно-импортного банка.

Успешное реформирование банковского сектора могло способствовать развитию рынков капитала, появлению новых банков и достижению полной конвертируемости юаня. Эти задачи решались параллельно с подготовкой банков к вступлению в ВТО.

Эта статья из раздела-банковская реформа и формирование рынков капитала, которая посвящена теме-проблемы китайских банков в канун вступления в вто. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2012 Экономическое-Развитие-Китая.Рф
All Rights Reserved.