Популярные статьи

55555
2012-06-24-19-42-14Главные факторы феноменального роста китайской экономики следующие.Первый фактор - эффективная роль государства в экономике, которое активно влияло и...
Просмотров:38468
55555
2012-06-24-19-42-14Важнейшая составная часть китайской экономической реформы - политика внешней открытости, т е переход от внутренне ориентированной к внешне ориентированной...
Просмотров:16637
55555
2012-06-24-19-42-141) Космические исследования.Важное значение для становления космической отрасли имели сотрудничество с СССР (запуск в 1970 г первого китайского спутника),...
Просмотров:14308
55555
2012-06-24-19-42-14В значительной степени прирост китайского ВВП обеспечивается экспортом.Вклад экспортного производства в прирост ВВП Китая за два десятилетия (1978-1997...
Просмотров:11283
55555
2012-06-24-19-42-14Китайское машиностроение обеспечивает промышленные потребности в крупном комплектном оборудовании высокого класса, куда входят крупные газотурбины,...
Просмотров:9129

Плановая товарная экономика Китая

( 2 Голосов )

Плановая товарная экономика: государство регулирует рынок, рынок направляет предприятия.

По мере того как реформа села добивалась успеха, развивалась внешняя открытость юго-восточного прибрежного района, росла негосударственная экономика роль рыночных механизмов в функционировании экономики постоянно увеличивалась. В 1984-1991 гг. реформа развернулась и ее центром стали города. Стремительное развитие реформы подталкивало к прорыву в теории. Поэтому некоторые руководители и теоретики вновь стали отстаивать лозунг «товарной экономики».

В июне 1984 г. была создана специальная группа по разработке документов для обсуждения третьим пленумом ЦК XII созыва вопросов реформы. Ху Яобан был недоволен тем, что в тезисах документов по-прежнему использовалась формулировка «плановая экономика является главной, а рыночное регулирование - вспомогательным» и изменил состав группы по разработке документов. В апреле, во время обсуждения первой редакции документов, Государственный комитет по реформе созвал в Пекине специалистов и ученых для обсуждения и сбора мнений. Большинство собравшихся выступило за то, что в документах должно быть зафиксировано, что социалистическая экономика - это другое название товарной экономики. 9 сентября руководители Госсовета в письме к Постоянному комитету Политбюро ЦК КПК заявили, что «Социалистическая экономика - это товарная экономика, основанная на общественной собственности и содержащая элемент планирования. План необходимо осуществлять на основании закона стоимости, нужно, чтобы закон стоимости служил планированию». Таким образом была заложена основа для документов третьего пленума ЦК XII созыва.

Плановая товарная экономика Китая картинка

20 октября 1984 г. третий пленум ЦК XII созыва обсудил и принял «Решение ЦК КПК о реформе экономической системы» и заявил, что социалистическая экономика - это «товарная экономика, содержащая элемент планирования». Для того чтобы разъяснить новую политику населению, в «Решении» было сказано: «Отличие социалистической от капиталистической экономикой заключается не в том, существует ли товарная экономика и имеет ли значение закон стоимости, а в различии форм собственности». Чтобы смягчить идеологические противоречия, перед словами «товарная экономика» было добавлено уточнение «содержащая элемент планирования». «Развитие социалистической товарной экономики» официально стало целью реформы.

Вслед за этим в процессе подготовки к XIII съезду КПК в феврале 1987 г. Дэн Сяопин обсудил с ответственными лицами ЦК ошибочные взгляды на реформу. Он отметил: «Почему, говоря о рынке, тут же говорят о капитализме, и только планирование - это социализм? Планирование и рынок - это способы. Если данный способ полезен для развития производительных сил, значит, его можно использовать». Эти слова Дэн Сяопина заложили основу для проведения XIII съезда КПК. XIII съезд КПК отказался от идеи, что «плановая экономика является главной, а рыночное регулирование - вспомогательным», и подчеркнул: «планирование и рынок распространяются на все общество». Новый механизм функционирования экономики должен заключаться в том, что «государство регулирует рынок, а рынок направляет деятельность предприятий». Это высказывание достаточно близко к общим положениям рыночной экономики, оно обеспечило реформаторам пространство для исследования сущности социалистической экономики и целей реформы.

Со второй половины 1988 г. китайские политики и ученые предложили использовать понятие «социалистическая рыночная экономика» вместо «социалистическая товарная экономика» и высказались в поддержку «рыночной реформы».

Однако несмотря на то, что идеи Дэн Сяопина и решения XIII съезда КПК уже были приняты большинством, все еще были возражения и оставались разногласия. Впоследствии эти возражения стали флагом, который нередко поднимали «левые», что содержало скрытую угрозу возврата к старой теории.

Период с 1989 по 1991 г. - этап противостояния новой и старой экономических систем. На этом этапе из-за одновременного действия механизмов старой и новой систем ситуация сильно усложнилась. Ход реформы остановился, экономический рост значительно замедлился. Социальные противоречия становились все очевиднее, идеологические отношения накалились.

Из-за политических событий в конце весны - начале лета 1989 г. и последующего распада социалистического лагеря усилилось влияние традиционной идеологии. Некоторые, и прежде отрицательно и с сомнением относившиеся к рыночной реформе, развернули масштабную критику «направления на рыночную реформу». Они утверждали, что при переходе на рыночные рельсы, произойдет переход к частной собственности, что позволит странам Запада, реставрировать капитализм, дать свободу буржуазии и т. д. Одно время такие выражения как «рыночная экономика», «переход к рынку» и т. п. стали запретной зоной в области идеологии, многие специалисты и ученые, поддерживающие рыночные реформы, были подвержены критике общественного мнения. Снова стали говорить о том, что «плановая экономика является главной, а рыночное регулирование - вспомогательным», в официальных документах новый механизм, по которому «государство регулирует рынок, рынок направляет предприятия» сменил другой: «плановая экономика и рыночное регулирование сочетаются». Это означало, что осознание целей реформы возвратилось к начальному этапу.

В это время Дэн Сяопин, встречаясь с руководителями воинской части Пекина 9 июня 1989 г., поддержал рыночные реформы, заявив: «Необходимо по-прежнему придерживаться линии, курса и политики, ранее установленных в нашей стране, придерживаться твердо и неизменно». 24 декабря 1990 г. в беседе с ответственными лицами ЦК КПК он сказал: «Мы должны с теоретической точки зрения разъяснить, что разница между капитализмом и социализмом заключается не в вопросе планирования или рынка. При социализме также существует рыночная экономика, при капитализме также есть плановые ограничения. Не надо считать, что, строя рыночную экономику, мы встанем на путь капитализма. Это не так». В начале 1991 г. в Шанхае он заявил, что «не надо полагать, что плановая экономика - это социализм, а рыночная экономика - это капитализм. Это не так, и то и другое - средства, рынок тоже может служить социализму». Однако в той ситуации такие речи либо оставались в тайне, либо при опубликовании корректировались; и даже известные статьи Хуан Фупина, основанные на идеях Дэн Сяопина, также подверглись серьезной критике. Таким образом, мы видим, насколько сильными были идеологические столкновения в процессе реформ.

Тем не менее, за 10 лет проведения реформ экономическая система Китая сильно изменилась: традиционная плановая система была фактически сломлена; возможность централизованного планирования, регулирования и контроля экономики явно ослаблена; права на самоуправление местных властей и предприятий заметно усилились; институты новой рыночной системы непрерывно развивались. Это сопровождалось все более явным проявлений глубоких противоречий в экономической системе: экономика стремительно расширялась, промышленная структура утрачивала равновесие, система двойных цен находилась в противоречии. Для решения возникших проблем государство приняло ряд мер по упорядочению экономической ситуации, а также сохранению социальной стабильности. Анализ экономических явлений, происходивших на данном этапе, поможет нам понять сложные изменения экономической системы Китая в период «упорядочивания».

Макроэкономическое регулирование и контроль по-прежнему основывались на планировании и административных мерах, но начали использоваться косвенное регулирование и контроль. Государство по-прежнему использовало планирование и регулирование как методы распределения ресурсов. Сокращались масштабы капиталовложений, в особенности бюджетных вложений, но контролировалась покупательная способность общества; велся строгий контроль потребительских фондов, кроме фондов заработной платы и премий, усиливалось управление ценами и т. д. Эти меры сыграли определенную функцию в сокращении спроса, сдерживании инфляции и упорядочивании экономической ситуации.

Однако если глубже рассмотреть изменения, происшедшие в экономике за этот период, несложно заметить, что косвенные меры макроэкономического регулирования начали играть важную роль в сдерживании роста спроса. Инфляция 1988 г. была сокращена за один год, ситуация, когда эмиссия денег превышала экономический рост, была исправлена за короткое время при помощи повышения банковской процентной ставки и использования несколько иной денежно-кредитной политики. Быстрый рост основных фондов в 1988 г. резко прекратился и в 1989 г. наблюдалось даже падение, что главным образом обусловлено тем, что финансовая и денежно- кредитная политика контролировала источники капиталовложений. Это привело к повышению рыночной стоимости капитала, а, следовательно, к стремительному сокращению масштабов инвестиций. Таможенные пошлины и налог на импорт, а также регулирование процента валютных остатков стимулировали экспорт и сдерживали импорт. Это улучшило внешнеторговую обстановку и оказало благоприятное воздействие на обменный курс.

Это показывает, что китайская экономика начала нормально реагировать на косвенные макроэкономические методы регулирования, реформа системы макроэкономического управления уже подготовила реальную основу для перехода от прямого регулирования и контроля к косвенному.

В ходе денежной реформы происходили сложные изменения, однако рыночные механизмы ценообразования уже начали играть основную роль. После того как в 1988 г. началась одна из наиболее крупных со времени создания КНР волн ажиотажа по поводу обмена денег и закупки товаров, ЦК компартии принял решение замедлить ход ценовой реформы. На начальном этапе реформ государство главным образом использовало административные меры контроля цен, например, замораживало цены на потребительские товары, ограничивало верхний порог рыночных цен на основные средства производства, закрывало рынок некоторых видов продукции, осуществляло государственную монополию на некоторые важные виды продукции и т. д. Далее государство исправило слишком низкие цены на некоторую продукцию: на закупку сельскохозяйственной продукции, энергоресурсы и важные виды сырья, на отдельные виды потребительских товаров и продукцию общего пользования, а также на услуги транспорта и связи.

Под влиянием принятых мер, начиная со второй половины 1989 года, впервые с образования КНР предложение повсеместно превышало спрос. Рыночное затоваривание началось с потребительских товаров и постепенно распространилось на средства производства. В такой ситуации предприятиям сложно было сохранить установленные государством цены, и они вынуждены были снижать их, чтобы приспособиться к рыночному спросу. Это привело к тому, что применявшаяся на начальном этапе реформ политика контроля цен утратила эффективность, постепенно стирались преимущества рыночных цен на продукцию, двойные цены на некоторые виды средств производства стремились к выравниванию, цены на многие виды потребительских товаров также становились свободными. Рыночные механизмы ценообразования стали играть основную роль в экономике Китая.

Промышленное производство упало, однако у предприятий уже стало появляться понятие о рыночной конкуренции. Затоваренность рынка привела к резкому снижению экономической эффективности предприятий. Товарные запасы госпредприятий увеличились, взаимные долги предприятий возрастали, с каждым днем становились все очевиднее злоупотребления в системе подряда; негосударственная экономика, только начавшая развиваться, столкнувшись с экономической депрессией, вынуждена была вступить на этап сокращения.

Однако субъекты микроэкономики Китая уже стали менять свое отношение к рыночному спросу, глубоко почувствовали реальное давление низкого спроса и отреагировали на изменение рыночного спроса. Хотя механизмы управления госпредприятиями менялись сравнительно медленно, но поскольку уже сформировалась обстановка, при которой госпредприятия вынуждены были столкнуться с конкуренцией негосударственных предприятий в области сырья, кадров, сбыта продукции, они начали обращать внимание на себестоимость и соответствие рыночному спросу. Реакция негосударственных предприятий была еще более очевидной: появилась тенденция снижения инвестиций негосударственной экономики. В 1988 г. инвестиции негосударственных предприятий составляли 36,47 % от всех инвестиций, с 1989 по 1992 г. они неизменно снижались от 36,33 % до 33,89 %, 33,62 %, 31,95 %, и только в 1993 г. они снова начали увеличиваться. С учетом высокой доли негосударственной экономики в городах и селах начались колебания числа работников предприятий, так в 1988 г. работники негосударственных предприятий составляли 41,47 %, с 1989 по 1992 г. они составляли соответственно 40,81 %, 39,49 %, 52,55 %, 50,14 %, и лишь после 1993 г. этот процент стал неуклонно возрастать.

Судя по различным признакам, китайская реформа в этот период вступила на этап перехода от старой к новой системе, а это выявило глубокие противоречия одновременного существования старого и нового экономического механизма. Эти противоречия вызвали существенные изменения экономических механизмов: механизмы плановой экономики непрерывно отступали, а влияние механизмов рыночной экономики постоянно возрастало и они постепенно занимали ведущее место. Все это предвещало, что как только появится шанс для осуществления нового витка реформ, механизмы рыночной экономики одним шагом перейдут «водораздел» противостояния старой и новой системы.

Переход от старой системы к новой вовсе не означал, что уже появилась совершенно новая экономическая система. Постоянное ослабление плановой экономики - это процесс, осуществляемый постепенно, а для создания рыночной экономики необходим еще долгий период.

Эта статья из раздела-начало китайских экономических реформ, которая посвящена теме-плановая товарная экономика китая. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2012 Экономическое-Развитие-Китая.Рф
All Rights Reserved.