Популярные статьи

55555
2012-06-24-19-42-14Главные факторы феноменального роста китайской экономики следующие.Первый фактор - эффективная роль государства в экономике, которое активно влияло и...
Просмотров:39208
55555
2012-06-24-19-42-14Важнейшая составная часть китайской экономической реформы - политика внешней открытости, т е переход от внутренне ориентированной к внешне ориентированной...
Просмотров:17018
55555
2012-06-24-19-42-141) Космические исследования.Важное значение для становления космической отрасли имели сотрудничество с СССР (запуск в 1970 г первого китайского спутника),...
Просмотров:14592
55555
2012-06-24-19-42-14В значительной степени прирост китайского ВВП обеспечивается экспортом.Вклад экспортного производства в прирост ВВП Китая за два десятилетия (1978-1997...
Просмотров:11568
55555
2012-06-24-19-42-14Китайское машиностроение обеспечивает промышленные потребности в крупном комплектном оборудовании высокого класса, куда входят крупные газотурбины,...
Просмотров:9308

Переход к акционированию и приватизации крупных предприятий в Китае

( 1 Голос )

Приватизация малых государственных предприятий в начале XXI века привела к успеху.

По сравнению с началом 1990-х гг. в 2001 г. объем продукции частных предприятий увеличился в 117 раз, а их общее число - в 19,5 раз. В Пекинской зоне высоких технологий частные предприятия составляли свыше 90 %.

Последние два-три года 9-й пятилетки после XV съезда КПК (1997 г.) ознаменовались поиском путей эффективного приспособления хозяйствующих субъектов, в первую очередь промышленных предприятий к условиям рынка. По статистическим данным КНР, в 2000 г. добавленная стоимость в промышленности составила 3957 млрд юаней (476,7 млрд долл.), или на 9,9 % больше, чем в 1999 г., в том числе в госсекторе - на 10,1 %.

После XV съезда КПК (1997 г.) приоритетным направлением реформ стала перестройка государственного сектора на рыночных принципах. К концу 2000 г. предполагалось завершить преобразование долгов госпредприятий в собственность (акции), преломить тенденцию роста убыточности госпредприятий и сформировать в общих чертах «систему современных предприятий». В течение 2000 г. четыре специально созданные государственные компании по управлению имуществом выкупили у государственных коммерческих банков долги госпредприятий в сумме 1393,9 млрд юаней (168,5 млрд долл.), равной 15,6 % ВВП 2000 г., и приступили к этапу размещения активов. Основной механизм размещения выпуск на сумму имущества предприятия акций и размещение их через фондовый рынок. Фактически как для государственных коммерческих банков, так и для преобразуемых госпредприятий данная кампания означала очередное, хотя и в новой форме, списание накопившейся задолженности.

В результате, по официальным данным, 4098 (62 %) из 6599 крупных и средних госпредприятий перестали быть убыточными. В составе 14 основных отраслей промышленности, охваченных системой анализа, убыточными остались только две: угольная и военно-промышленный комплекс. Прибыли в крупной промышленности возросли за год на 86,2 %, составив 4,7 % ВВП и достигнув самого высокого уровня за 90-е годы, в том числе в государственной промышленности они увеличились в 2,4 раза, достигнув 2,7 % ВВП. Убытки в последней сократились почти на 27 %. Эти итоги квалифицированы в КНР как «этапный» успех, но одновременно признано, что проведение реформы госпредприятий потребует многих лет упорного труда.

Переход к акционированию и приватизации крупных предприятий в Китае картинка

Очевидным стал тот факт, что негосударственные предприятия стали более продуктивными и конкурентоспособными, чем государственные (см. таблицу 5.5). В особенности впечатляет успех предприятий коллективной формы собственности - сельских и городских коллективных предприятий (СГКП), которые находятся в собственности местных городских и сельских органов власти. СГКП возникли в 1970-х гг. в сельской местности. Изначально эти предприятия производили сельскохозяйственное оборудование и другую продукцию, используемую в сельском хозяйстве. С конца 1980-х гг. большинство СГКП работали во вторичном секторе, но с начала 1990-х гг. СГКП также стали осваивать сектор услуг. В 1978 г. СГКП производили 9 % промышленного выпуска страны.

Переход к акционированию и приватизации крупных предприятий в Китае картинка

Источник: Промышленная перепись Китая, 1985 г., 1995 г.

* Обменный курс юаня к доллару США в 1985 г. 1 долл. - 3 юаня; в 1991 г. 1 долл. - 5,3 юаня.

Переход к акционированию и приватизации крупных предприятий в Китае картинка

Источник: Jefferson G. H., Singh I. Enterprise Reform in China. World Bank. 1999. Р. 153.

К 1995 г. объем продукции, производимой СГКП, возрос до 56 % валового промышленного выпуска, а число людей, занятых в СГКП, достигло 130 млн - примерно в 2 раза превышая соответствующие показатели промышленных предприятий в государственном секторе, и это все с учетом того, что СГКП работают в менее благоприятных условиях, чем госпредприятия. Например, СГКП не получают субсидий от государства, не имеют доступа к сырью и энергии по цене ниже рыночной и имеют весьма ограниченный доступ к кредитам. С другой стороны, тот факт, что СГКП функционируют в условиях жестких бюджетных ограничений, частично объясняет, почему рост продуктивности на этих предприятиях превышает рост продуктивности на госпредприятиях (см. табл. 5.6).

Вопреки ожиданиям китайцев, создание в процессе рыночной реформы субъектов микроэкономики, ориентированных на рынок, происходило не благодаря реформе госпредприятий. На самом деле фундамент микроэкономики восстанавливался, опираясь на негосударственную экономику, появившуюся и постепенно развивавшуюся в процессе рыночной конкуренции, и именно давление конкуренции со стороны негосударственных предприятий подтолкнуло реформу государственных предприятий.

Можно сделать следующие заключения: на данном этапе, независимо от того, как распределяются ресурсы всего общества, с точки зрения стимулирования развития госсектора, роль негосударственной экономики уже реально превзошла роль государственной экономики. Во-первых, с точки зрения вклада отраслей экономики в ВВП, с 1993 по 1997 г. средний вклад государственной экономики в сельское хозяйство составил 2,85 %, а негосударственной экономики - 97,15 %; вклад в промышленность государственной экономики составил 36,16 %, а негосударственной - 63,84 %; в сфере услуг вклад государственной экономики составил 70,67 %, а негосударственной - 29,33 %. Во-вторых, соотношение вкладов государственной и негосударственной экономики в общий объем ВВП за этот период был «четыре к шести», точнее вклад государственной экономики составил 39,67 %, а негосударственной - 60,33 %. В- третьих, в показателе среднего роста ВВП в этот период на 11 %, вклад государственной экономики составил 3,68 %, а негосударственной - 7,32 %. Это означает, что вклад негосударственной экономики в рост ВВП на данном этапе уже достиг двух третей, в то время как вклад государственной экономики составлял всего одну треть. Результаты анализа показывают, что негосударственная экономика не только сыграла важную роль в модернизации экономики Китая, но и коренным образом изменила структуру экономики. Негосударственные предприятия, ориентированные на рынок, стали основной силой, стимулирующей развитие экономики Китая.

Несложно сделать вывод, что задача создания нового экономического фундамента возложена на негосударственную экономику. На основе развития негосударственной экономики будет осуществляться помощь государственной экономике - будут использоваться лишние работники государственных предприятий, а также имущество предприятий, находящихся в тяжелом положении, погашаться чрезмерные задолженности государственных предприятий, таким образом произойдет стратегического реструктуризация и модернизация государственных предприятий и в конце концов создастся экономическая обстановка, при которой различные виды собственности будут одновременно участвовать в рыночной конкуренции.

В 10-ю пятилетку Китай поставил задачу дальнейшего развития индустриального сектора на базе применения новых и высоких технологий. Точнее, были поставлены следующие задачи.

Первая- посредством новых и высоких технологий, а также передовых и практически применимых преобразовать перспективные традиционные производства. Техническая реконструкция и модернизация старых промышленных баз вести путем создания крупных компаний и холдингов путем внедрения высокоэффективного современного оборудования.

Вторая - продолжить закрытие отсталых производств и заводов, которые выпускают недоброкачественную и низкосортную продукцию, являются ресурсоемкими, загрязняют окружающую среду.

Третья- развивать новые производства на новых и высоких технологиях, основанных на новых материалах и биоинженерии, притом информатизация станет стимулятором индустриализации, что подразумевает развитие информационной техники, широкополостных информационных сетей, интегральных схем, софтиндустрии.

Четвертая - усилить инфраструктурное строительство, включающее гидротехническое, транспортное, энергетическое.

Пятая - ускорить развитие сервиса. Если в 2001 г. была следующая пропорция секторов: агро/индустрия/сервис по доле в ВВП - 15,9/50,9/33,2, по доле занятых - 52,9/23/24,1, то к 2005 г. была запланирована следующая структура экономики: по доле в ВВП - 13/51/36, по доле персонала - 44/23/33, т. е. при сохранении индустриальной доли начнется увеличение сферы услуг за счет сельскохозяйственной сферы.

Структурная перестройка велась в 10-й пятилетке с помощью следующих пяти направлений государственной экономической политики.

Во-первых, это политика поддержки специально выделенных производств, предприятий и видов продукции, которые играют важную роль в повышении конкурентоспособности страны посредством инъекции уставного капитала, перевода долгов в акции, бюджетного погашения процентов по кредитам выпуска облигаций.

Во-вторых, это политика поощрения государством частичного или полного освобождения от налогов: на определенный срок государство поощряет развитие традиционных отраслей, в развитии которых оно заинтересовано, а также развитие стратегических отраслей и стратегической продукции. В перечне 2000 г. к специально поощряемым отнесено 28 сфер и 526 видов продукции и технологий. Объекты отбирали в соответствии с пятью принципами:

большой рыночный спрос (сегодня и завтра);

высокая техноемкость, способствующая обновлению технологий и оборудования предприятий, техническому прогрессу;

имеют в стране научно-техническую базу;

отвечают стратегии продолжительного развития, помогают экономить ресурсы и изучают экосферу;

увеличение предложения стимулирует рационализацию экономической структуры.

В-третьих, это политика поощрения конкуренции с помощью антимонопольного регулирования, предоставления рыночной информации, строгой стандартизации качества, беспристрастной политики инвестирования и налогообложения, что в итоге осуществит отбор лучших и отсеет худших. В сферу конкурентных не включены отрасли, имеющие отношение к государственной безопасности.

В-четвертых, это политика организации деятельности технически отсталых предприятий, загрязняющих природную среду и которые должны ликвидироваться.

В-пятых, это охранительная политика, применяемая к сельскому хозяйству, сервису, т. е. секторам с пока относительно слабой международной конкурентоспособностью. Не выходя за правовые рамки ВТО, Китай обеспечивает сохранение этих секторов.

Правительство провело множество различных экспериментов в попытке решить проблему нерентабельности госпредприятий. К концу 2002 г. 3322 из 4371 главных госпредприятий Китая преобразовано в компании, сфера преобразования достигла 76 %, более 90 % средних и малых госпредприятий стали компаниями.

Китайская группа предприятий нефти и природного газа, Китайская группа предприятий нефтехимической промышленности, Китайская корпорация морской нефти, Китайская группа предприятий мобильной связи и другие госпредприятия вышли на зарубежный рынок, что знаменует важные структурные сдвиги на госпредприятиях в создании современной системы предприятий.

В 2002 г. добавленная стоимость госпредприятий и предприятий с контрольным пакетом акций государства достигла 1,6638 трлн юаней, что на 11,7 % больше предыдущего года, прибыль составила 263,61 млрд юаней. Большинство отраслей целиком преодолели

убыточность и продолжают наращивать прибыли. 11 госпредприятий Китая вошли в число 500 ведущих транснациональных корпораций мира.

В 2002 г. госпредприятия с контрольным пакетом акций государства дали 52,8 % всей добавленной стоимости промышленности всех госпредприятий и предприятий необщественной собственности с годовым товарооборотом в 5 млн юаней и выше, предприятия коллективного сектора - 8,8 %, остальная часть пришлась на предприятия необщественной собственности, в которые включены предприятия на зарубежном капитале и на инвестициях из Сянгана, Аомэня и с Тайваня, индивидуальные предприятия частного сектора. Таким образом сформировалась структура совместного развития разных секторов экономики.

Переход к акционированию и приватизации крупных предприятий в Китае картинка

В XI пятилетке Китай намерен завершить реструктуризацию (укрупнение) предприятий и начать выращивать собственные ТНК. Все госкомпании Китая к концу 2010 г. планируется объединить в 80-100 холдингов, трансформируя в год примерно по 20 компаний. Из них 30-50 холдингов должны успешно конкурировать на мировых рынках с ведущими иностранными ТНК.

Переход к акционированию и приватизации крупных предприятий в Китае картинка

В период 1998-205 гг. число занятых на собственно китайских частных предприятиях возросло в 10 раз, тогда как на госпредприятиях сократилось на 50 %, а на инопредприятиях всего в 2 раза.

Реформа крупных и средних государственных предприятий, то она после вступления в ВТО также вступила в заключительную стадию.

Эта статья из раздела-система управления госпредприятиями, которая посвящена теме-переход к акционированию и приватизации крупных предприятий в китае. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2012 Экономическое-Развитие-Китая.Рф
All Rights Reserved.