Недостатки системы финансовых заданий Китая
Введение систем «разделения котлов» и «закрепления финансовых заданий» за короткий срок реально стимулировало органы местного самоуправления различных уровней к приложению больших усилий для увеличения производства и доходов.
Во-первых, она создала во всех провинциях ситуацию, которую в Китае называли «хлещут быструю корову». Ключевым параметром в системе финансового подряда является процент разделения. А этот процент устанавливается в процессе переговоров между центральными и местными властями. В связи с этим возникали разнообразные случаи несправедливости. Некоторые районы, уровень развития которых ранее был низким, во время осуществления реформ были утверждены в качестве экспериментальных районов и благодаря этому развивались очень быстро, базисные величины здесь были низкими, а рост доходов - быстрым, поэтому данная система принесла этим районам большую пользу. А на некоторых старых промышленных базах прежние базисные величины были высокими, но после осуществления реформ развитие здесь шло медленно, данные районы несли большое бремя отчислений в центральный бюджет. Например, к середине 1980-х гг. уровень экономики провинции Гуандун уже приблизился к уровню в Шанхае; Шанхай ежегодно выплачивал центральным властям приблизительно 12 млрд юаней, а сумма выплат провинции Гуандун равнялась всего около 1 млрд юаней. В Китае систему подряда стали называть «системой получения арендной платы», люди поощрялись посредством получения прибыли от «аренды» общественной власти.

Еще важнее то, что эта система усилила раздробленность рынка и препятствовала товарообороту, тормозя формирование единого рынка и единых условий конкуренции. Органы управления всех уровней с целью повышения доходов, с одной стороны, всевозможными способами расширяли масштабы капитального строительства, создавали за счет государственных инвестиций не всегда эффективные объекты, на которых за короткий срок поступала прибыль; с другой стороны, широко использовались методы блокирования районов, налоговой дискриминации и видоизмененных дотаций для охраны «своих» предприятий от конкуренции чужих предприятий, что привело к распространению местного протекционизма по всей стране.
Из-за серьезных злоупотреблений система финансовых заданий критиковалась многими китайскими экономистами. По их мнению, при переходе к рыночной экономике для того, чтобы проявилась основополагающая роль рыночных механизмов в распределении ресурсов, необходимо прежде всего создать единый внутренний рынок. Однако сформировавшийся в результате административного разделения власти средний слой администрации неизбежно привел к разделению рынка, препятствуя формированию единого внутреннего рынка. Поэтому административное разделение власти и налогов тормозило развитие рыночной реформы.
Административное разделение финансов, хотя и не являлось целью реформы, все же сделало шаг в направлении местного самоуправления, поэтому может служить промежуточной целью реформы.
В действительности, примеров использования подобных тактических методов при осуществлении китайской реформы неисчислимое множество. Одной из важных причин того, что китайская реформа сталкивалась со сравнительно малым числом препятствий, является получение чиновниками различных уровней доходов в процессе создания рыночной экономики. Фактически, хотя получение местными чиновниками доходов благодаря системе финансовых заданий действительно сократило препятствия и увеличило их энергию, однако это также способствовало «феодальной экономике», раздробленности рынка1. Кроме того, сформировалась группа давления, препятствовавшая продвижению реформы в направлении системы введения налогов и других подобных рыночных направлений.
←Предыдущая Изменение отношений между центральными и местными финансами Китая | Направления бюджетно-налоговой реформы Китая в XXI веке Следующая→ |
---|