Динамический градуализм. Китай
Начиная с 1978 г теория реформ и их идеологическое обоснование Китая шла в соответствии с эволюцией целей.
Среди ученых существует разногласие по поводу того, является ли стратегия экономических реформ в Китае «градуалистской» или «радикальной». Приверженцы «градуалистской» школы ссылаются на гибкость и постепенность процесса реформ, приводя в пример медленную либерализацию цен и отсутствие массовой приватизации. Их оппоненты, напротив, утверждают, что китайские реформы начались радикально в форме деколлективизации сельского хозяйства, успех реформирования которого вызвал «цепную реакцию» в других секторах китайской экономики. Скорее всего, обе школы представляют упрощенное объяснение китайской стратегии реформ.

Более приемлемое толкование признает компромисс между «градуализмом» и «радикализмом» в реформах. Такое толкование реформ в КНР получила название «динамический градуализм». Приверженцы «динамического градуализма» указывают на то, что политика реформирования одного и того же сектора может быть «градуалистской» или «радикальной» (прорыв в китайской терминологии) в зависимости от успеха реформы, даже если общая стратегия проведения реформ является «градуалистской». Действительно, китайский опыт экономических реформ, по сравнению с реформами в Восточной Европе и России, в целом представляет постепенный процесс перехода и вместе с тем, отдельные реформы проводились мгновенно.
Возьмем, например, китайскую политику внешней открытости. Китай постепенно «открыл» свою экономику для иностранных инвестиций и товаров. Происходило это поэтапно: на каждом этапе КНР включала новые города и зоны в категорию территорий, открытых для иностранных инвестиций, до тех пор, пока Китай не вступил в ВТО, после чего политика открытости была распространена на всю территорию Китая. Реформа внешней открытости является примером «градуалистского» подхода.
Китайская реформа ценообразования также часто приводится как пример «градуалистского» подхода к реформам, но отличается она тем, что в течение некоторого периода, совмещала в себе и «радикальный» подход. В 1985 г. китайские реформаторы учредили двухуровневую систему цен, в соответствии с которой один товар мог иметь две цены: рыночную цену и цену, регулируемую государством. Частичная либерализация цен мотивировалась боязнью инфляции, народных волнений и дестабилизации политической ситуации в стране. В результате доля продукции, подлежащей госзакупкам, постепенно уменьшалась, а цены на все большее количество товаров формировались рынком. Достижение этой системы ценообразования заключалось в том, что, в отличие от России и Беларуси, инфляция в КНР оставалась сравнительно низкой за весь период реформ. В свою очередь, низкая инфляция гарантировала макроэкономическую стабильность и поддержку экономических реформ среди населения. В то же время двухуровневая система цен привела к росту коррупции, государственные служащие получали высокий доход от покупки сырья или товаров по государственной цене и продажи этих товаров по рыночной цене. В мае 1988 г. Дэн Сяопин и Джао Дзиянг настояли на необходимости «радикальной» реформы в ценообразовании - полном переходе на рыночное ценообразование. Летом того же года было официально объявлено о программе полного перехода на рыночное ценообразование. Это привело к панической скупке товаров. У Пекина не оставалось иного выбора, чем издать указ о двухлетнем моратории на ценовую реформу и сменить «радикальный» подход на «градуалистский».
Перемены в темпах реформ частично были результатом внутрипартийной борьбы и бесконечного поиска компромисса между фракциями консерваторов и реформаторов в компартии Китая. «Радикальные» реформы обычно ассоциировались с усилением позиций фракции реформаторов. Например, быстрые темпы проведения реформы сельского хозяйства ассоциируются с политической победой фракции реформаторов над промаоистской левой фракцией в 1978-1980 гг. А медленные темпы реформирования промышленного сектора в городах связаны с сопротивлением дальнейшим реформам консервативной фракции КПК, лоббируемой госпредприятиями, многие из которых лишались субсидий, и могли обанкротиться при проведении более глубоких реформ. В какой-то степени градуалистский механизм предотвратил эксцессы реформирования, произошедшие позднее в странах бывшего Советского Союза. Интересно заметить, что в 2002 г. на 16-м съезде КПК произошли важные правительственные перестановки, которые ознаменовали назначение нового поколения реформаторов на высокие посты. Это вызвало в последующем новую волну реформ в Китае, в том числе связанную с динамичным акционированием и приватизацией госпредприятий.
←Предыдущая Плановая экономика Китая | Дэн Сяопин инициировал реформы в Китае в 1978 г. Следующая→ |
---|