Популярные статьи

55555
2012-06-24-19-42-14Главные факторы феноменального роста китайской экономики следующие.Первый фактор - эффективная роль государства в экономике, которое активно влияло и...
Просмотров:37032
55555
2012-06-24-19-42-14Важнейшая составная часть китайской экономической реформы - политика внешней открытости, т е переход от внутренне ориентированной к внешне ориентированной...
Просмотров:15818
55555
2012-06-24-19-42-141) Космические исследования.Важное значение для становления космической отрасли имели сотрудничество с СССР (запуск в 1970 г первого китайского спутника),...
Просмотров:13889
55555
2012-06-24-19-42-14В значительной степени прирост китайского ВВП обеспечивается экспортом.Вклад экспортного производства в прирост ВВП Китая за два десятилетия (1978-1997...
Просмотров:11000
55555
2012-06-24-19-42-14Китайское машиностроение обеспечивает промышленные потребности в крупном комплектном оборудовании высокого класса, куда входят крупные газотурбины,...
Просмотров:8844

Двухрельсовая система Китай

( 0 Голосов )

В определенном смысле «двух- рельсовая система» функционирования экономики сопутствовала реформе по разделению власти и ее сущность заключалась в следующем.

Генезис и экономические последствия двухрельсовой экономической системы. Китайская экономическая реформа - это путь постепенных преобразований посредством пересмотра структуры власти и стимулирования субъектов экономических интересов к увеличению эффективности. Поэтому введение в пределах традиционной системы новых правил, в рамках которой функционирует как старая, так и новая система, получило название «двухрельсовой системы».

Рассмотрим, к примеру, сельскую реформу. Поскольку сельскохозяйственное производство имеет весьма значительное влияние на все народное хозяйство, необходимо было, обеспечивая выполнение государственного плана, полностью мобилизовать производственную активность широких крестьянских масс. Появление системы «закрепления производственных заданий и объема работ за крестьянскими дворами» эффективно решило данную проблему. Очевидно, что эта система не была заранее разработана теми, кто принимал решения относительно реформы, а была создана широкими крестьянскими массами на практике; в то же время данная система не была изобретена крестьянами в ходе реформы, более чем двадцатилетняя практика социализма способствовала тому, что от «закрепления производственных заданий за крестьянскими дворами» крестьяне перешли к «закреплению всего объема работ за крестьянскими дворами», таким образом крестьянские семьи от подряда на определенный объем производства перешли к подряду на землю. При такой системе можно было осуществить то, чего хотели крестьяне: «отдать необходимое количество продукции государству, достаточно оставить для коллектива, а все остальное забирать себе», где задачи «отдать необходимое количество продукции государству» и «достаточно оставить для коллектива» сохраняют принципы традиционной системы, а «все остальное забирать себе» - «по памяти» восстановленный принцип. Именно введение этого неофициального принципа привело к тому, что такая «двухрельсовая система» стала стимулировать крестьян к тому, чтобы они по собственной инициативе расширяли объемы производства, стремясь к увеличению той части, которую они могут «забирать себе», а это привело к явному улучшению в области сельскохозяйственных поставок.

Двухрельсовая система Китай картинка

В городской реформе, поскольку плановая экономика контролировала процесс капиталовложения, производства, обмена и распределения всех ресурсов, ситуация была гораздо сложнее, чем на селе. Несмотря на это в рамках существующей системы привлекались новые принципы, ставшие общим выбором почти всех субъектов экономических интересов, что привело к проявлению опять же «двухрельсовой экономической системы». Например, в системе планового управления существовали такие понятия как «плановое» и «сверхплановое»; в области финансов - «бюджетное» и «внебюджетное»; в области денежного обращения - «плановая процентная ставка, рыночный валютный курс» и «плавающая процентная ставка, регулирующий валютный курс»; в области трудоустройства и социального обеспечения - «старые люди - старый метод, новые люди - новая система»; в области распределения доходов - «доход в форме заработной платы» и «серый доход», а также другие «двухрельсовые» явления. По этим явлениям нетрудно заметить, что в различных отраслях на «рыночных рельсах» находились органы местного самоуправления, различные экономические организации и индивидуальные лица. Движение по «рыночным рельсам» является единственным путем достижения максимизации прибыли.

Можно сказать, что появление «двухрельсовой системы» было прямым последствием реформы по разделению власти. По мере передачи органам местного самоуправления и госпредприятиям полномочий, с одной стороны, в различной мере ослабли методы планового контроля, возникла необходимость в новых методах, которые бы заменили и дополнили существующие. С другой стороны, формирование субъектов экономических интересов шло вразрез с традиционными методами контроля, существовала объективная необходимость обеспечения за счет каких-либо иных методов данным субъектам пространства для функционирования и развития. Только так можно было гарантировать непрерывность функционирования экономики. Если бы наличествовало лишь административное разделение власти, то условия для развития субъектов экономических интересов были бы недостаточными. Именно благодаря существованию таких явлений как «сверхплановое», «внебюджетное», «рыночная процентная ставка», «рыночный валютный курс», «новые люди - новая система» и «серый доход», для органов местного самоуправления, различных предприятий и даже индивидуальных лиц были созданы условия максимизации целей, они получили необходимую энергию и возможности для погони за собственной прибылью.

Проблемы, с которыми столкнулась «двухрельсовая» экономика. Предварительно предполагалось, что в условиях функционирования «двухрельсовой» экономики по мере экономического роста доля планирования будет сокращаться, а доля рыночной системы - увеличиваться, и, в конце концов, рыночная экономика полностью заменит плановую, так будет завершен процесс перехода китайской экономики на рыночные рельсы. Однако если говорить о функционировании «двухрельсовой системы» в различных отраслях, проблемы, вызванные ей, были гораздо сложнее, чем это предполагалось.

Первая проблема «двухрельсовой системы» заключалась в невозможности сохранения плановых количественных показателей и увеличения рыночных количественных показателей и соответственно невозможности следования каждого элемента собственным принципам. Проще говоря, при плановой системе ресурсы распределяются в натуральной форме, а при рыночной системе - в ценовой, когда эти два вида ресурсов сливаются в едином экономическом процессе, традиционные методы планового управления теряют контролирующую способность. Проблема главным образом заключается в «плановых рельсах». Хотя органы планирования правительства по-прежнему в натуральной форме спускали разнообразные плановые показатели, но эти плановые нормы, оказываясь внутри реального экономического процесса, тут же деформировались. Поскольку у ресурсов, распределяемых в плановом порядке, объективно существовала рыночная цена, которая была выше натуральной стоимости, то предприятия, получающие плановые нормы, всеми способами стремились по возможности превратить эту плановую форму натуральной стоимости в денежную форму рыночной цены и таким образом получить прибыль от разницы в ценах. Такая ситуация возникала не только в области средств производства, но почти во всех областях, таких как капитал, иностранная валюта, земля, внешняя торговля и т. д., что привело к беспорядочности в функционировании экономики.

Вторая проблема «двухрельсовой системы» - полномочия по распределению ресурсов стали иметь неявную цену: организации и лица, обладающие этими полномочиями, получили возможность участвовать в распределении прибыли. Первыми, кто получил прибыль от разницы в ценах, были предприятия. Повсюду можно было наблюдать, как организации и индивидуальные лица, обладающие какими-либо полномочиями по распределению ресурсов, получали выгоду от тех, кому они эти ресурсы распределяли. При этом действия правительственных чиновников приводили к постоянному умножению полномочий, что в конечном итоге приводило к разложению. Хотя в целом в процессе перехода на рыночные рельсы полномочия всех уровней власти постоянно слабели, но поскольку у полномочий появилась цена, а благодаря наличию цены можно получить выгоду, то в процессе пересмотра структуры полномочий различные органы вступали в борьбу за получение новых полномочий и под различными предлогами «создавали» новые полномочия, чтобы получать прибыль за их счет. Несложно заметить, что органы, не реальными полномочиями, имеющими цену, принимая различные решения, бывают достаточно нейтральными и объективными; как только полномочия дают ренту, то не только утрачивают нейтралитет и объективность, но «создают» множество явлений разложения. В этом смысле «двухрельсовая экономика» была прямой причиной разложения. Точнее, из-за того, что правительство обладало полномочиями, которые должны были принадлежать экономическим субъектам, данные субъекты, желая осуществить цель максимизации прибыли, вынуждены были за деньги или иные материальные блага «выкупать» у чиновников правительства данные полномочия.

Если продолжать анализ «планового рельса», можно прийти к выводу, что страна могла оказаться в тупике. Однако если обратить внимание на «рыночный рельс», то мы обнаружим, что по мере реформы по разделению власти создавались условия для формирования различных субъектов экономических интересов; «рыночный рельс» предоставил экономическим субъектам пространство для роста; таким образом произошло сущностное изменение механизма функционирования народного хозяйства и китайская реформа избежала попадания в тупик.

Эта статья из раздела-начало китайских экономических реформ, которая посвящена теме-двухрельсовая система китай. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2012 Экономическое-Развитие-Китая.Рф
All Rights Reserved.